выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №7 (2002)

 



Кирилл Гордеев

Говорящие камни Болгар

Есть такая пословица: "молчит, как камень". Но есть и совсем другая: "Мы умолчим, так каменья возопиют".
О чём молчат седые камни древнего Болгара — первой столицы первого государства народов Среднего Поволжья и Прикамья, первого мусульманского государства Восточной Европы? Не очень-то расслышали это художники братья Чернецовы: слишком спешным было их посещение развалин великого города.
Скупы на эмоции и на подробности впечатления и некоторых других путешественников, в том числе посетивших Болгар много раньше русских художников — в пору его бурной молодости.
"Болгар — имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть", — писал предположительно в 920-921 годах в своей книге "Виды стран" Абу Зайд Ахмед ибн-Сахл ал-Балхи.
Безвестный автор географического труда, составленного в 982-983 годах, немного говорливее: "Болгар — город с небольшой областью, расположенной на берегу Итиля. В нём все (жители) мусульмане… Со всяким войском кафиров, сколько бы его не было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое".
Развалины Болгара посетил император Пётр I. Подробности о его впечатлениях, кажется, историкам не известны. Но оценил. Повелел стеречь руины, укрепить минарет металлическими обручами. Стерегли из рук вон плохо — это следует и из записок художников Чернецовых.
Отметила это и Екатерина II. 3 июля 1769 года путешествующая по Волге императрица пишет в Петербург к графу Никите Панину: "Вчерашний день мы ездили смотреть развалины старинного (…) города Болгары и нашли действительно остатки больших, но не весьма хороших строений, два минарета весьма высокие, и всё, что тут ни осталось, построено из плиты очень хорошей; татары же великое почтение имеют к сему месту и ездят Богу молиться в сии развалины. Сему один господин, Казанский архиерей Лука, при покойной императрице Елизавете Петровне, позавидовал и много разломал, а из иных построил церковь, погреба и под монастырь занял, хотя Петра I-го указ есть, чтоб не вредить и не ломать сию древность…"
Скупы документы, исторические труды, учебники истории, путеводители. И потому вопиют камни Болгара, оказавшегося городом столь же знаменитым, сколько и неизвестным, неизведанным, таинственным…
"Болгары (Успенское) — село Казанской губернии, Спасского уезда, в 6 верстах от Волги, в 25 верстах от Спасска, по дороге в Тетюши", — словно зазывает в путь Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. А сообщает-то о Болгаре: "Развалины Болгара или Булгара (Великого города), бывш. в X—XIV в. столицею Булгарского царства" — всего-навсего.
Какими предстают остатки города Болгар перед сегодняшними посетителями?
Сегодня в Республике Татарстан — два города Болгар. Один живой. Это Болгар — город районного подчинения. Известен с 40-х годов XVII века как село Никольское (Чертыково), с 1781 года — уездный город Спасск, с 1926 года — Спасск-Татарский, с 1935 года Куйбышев. При сооружении Волжской ГЭС попал в зону затопления и перенесён на новое место — в 140 километрах от Казани. В начале 90-х годов переименован в Болгар.
Близ живого города Болгар находится Болгарское городище — мёртвое царство старинного великого города. Вот скупая энциклопедическая справка о нём.
"Самое раннее поселение на месте Б. относится к 2-й половине 1-го тысячелетия н.э. В 10-13 вв. — столица Волжской Булгарии, в 13-15 вв. — Болгарского княжества. Разорён и сожжён в 1236 г. войсками Батыя, позднее восстановлен. В 1242-43 гг. ставка Батыя. В конце 13 — 1-й половине 14 вв. в Б. развивались железоделательное, косторезное, кожевенное, кузнечное, гончарное производства, чеканились монеты от имени правителей. Неоднократно подвергался набегам ушкуйников. В 1431 г. Б. разрушен войсками кн. Фёдора Пёстрого. В 15-16 вв. религиозный и культурный центр Казанского ханства, после завоевания которого (1552) пришёл в упадок. Сохранились каменные здания 14 в., мавзолеи, соборная мечеть, общественные бани".
Несколько дополнений — тоже энциклопедических: раскопки на городище начались в 1880-х годах, особенно широко велись в 1950-1957 годах под руководством А.П.Смирнова. "В слоях XIII—XIV веков открыты остатки домов, бань, гончарные и металлургические горны, дренажные сооружения. Найдено множество орудий труда, бытовых вещей, украшений, в том числе вещи, привезённые из Средней Азии, Крыма, Закавказья, Руси и Китая. Обнаружены следы существования русской и армянской колоний. Сохранился ряд каменных сооружений XIII—XIV веков: Малый минарет, Чёрная палата, мавзолеи "Ханская усыпальница", развалины мечети "Четырёхугольник" и летней резиденции болгарских ханов (так называемый "Малый городок").
В 1361 году был разрушен золотоордынским ханом Булак-Тимуром. Окончательное запустение Болгара относится к началу XV века".
Здесь необходимы дополнения. Когда после завоевания Батыем в 1241 году Болгар стал его ставкой, сюда приезжают за владетельными престолами русские, армянские, булгарские князья, здесь чеканятся монеты, а со временем возрождаются торговля и ремёсла. Батый, как известно, построил себе столицу Сарай-Бату в низовьях Волги. А город Болгар стал первенствовать в своём районе. Территория города увеличивается в 10 раз. Памятники старины здесь — от эпохи Золотой Орды: в средние века Болгар называли "золотым троном Джучиева улуса".
Теперь — о наиболее выдающихся древностях Болгара.
Болгарская соборная мечеть — главное мусульманское культовое здание в Болгаре XIII—XIV веков, памятник болгарского зодчества золотоордынского периода. Построена в 60-х годах XIII века. Руины находятся в центре Болгарского историко-архитектурного заповедника. Первоначально каменная многоколонная зальная мечеть с портальной нишей и асимметрично примыкающим минаретом. В XIV веке была расширена: пристроены четыре угловые башни, перепланированы внутренние опоры, прорублены боковые входы. Решена в формах сельджукского архитектурного стиля. Разрушена в XV—XVIII веках. Минарет Болгарской соборной мечети, в отличие от сохранившегося Малого минарета, назывался Большим (24 метра), обрушился в 1841 году. Руины Болгарской соборной мечети консервированы в 1964-67 годах под руководством С.С.Айдарова.
Чёрная палата построена в середине XIV века. Первоначальное назначение не установлено. Высказывались предположения, что это или мечеть, или мавзолей, или судная палата, или ханака — прибежище для странствующих дервишей с помещениями для главного шейха, мечети, жилыми комнатами. Каменная, на высоком цоколе двухступенчатый четверик завершён восьмериком под полусферическим куполом. С трёх сторон к зданию примыкали галерейные помещения. Название связано с потемневшими от пожара стенами.
Малый минарет построен во второй половине XIV века, расположен среди группы усыпальниц на кладбище, называемом, по преданиям, Ханским. Столпообразное цилиндрическое отдельно стоящее сооружение. Название условное (12 метров без шатра), дано по сравнению с более высоким — Большим (24 метра) минаретом Болгарской соборной мечети. Реставрирован в 1968-71 годах С.С.Айдаровым, Р.В.Биляловым.
Белая палата (у Чернецовых — Царские бани, у некоторых авторов — Красная палата) построена в XIV веке. Тип древневосточных бань. Одноэтажное кирпично-каменное сооружение с центральным крестообразным в плане залом и четырьмя угловыми камерами. Здание перекрывалось куполами и цилиндрическими сводами с многоскатным деревянным покрытием.
Ага-Базар — торгово-ремесленный центр, пристань Волжской Болгарии в X—XV веках. Разорён в 1431 году князем Фёдором Пёстрым. Развалины на левом берегу Волги близ современного города Болгара. Археологические остатки жилищ, ремесленных производств (косторезного, металлургического и других).
Ещё в XVIII веке в Болгаре можно было увидеть руины около 70 зданий. Время вершит и вершит свою разрушительную работу. Древние камни вопиют о том, что ему, времени, пособляют люди: Болгары разрушали завоеватели XIII—XIV веков, потом Российская империя, ещё позже советское небрежение вкупе с бедностью и идеологией, и во все времена — алчные кладоискатели и "коллекционеры", невежды, хулиганьё. Зря говорят: бесчувственный как камень, крепкий как камень, молчаливый как камень…

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»