выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №2 (2004)

 




Татары и Чингисхан

«Из-за их чрезвычайного величия и почётного положения другие тюркские роды, при всём различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И уже различные роды полагали своё величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем…»

Рашидаддин: татар создал центрально-азиатский "плавильный котёл"

Едва ли не основной древний источник, освещающий историю народов Центральной Азии в предмонгольское и монгольское время, — это работа Рашидаддина Фазлаллаха Хамадани "Джами ат-таварих" (труд написан в 1300 — 1311 годах; наиболее точно его название переводится как "Собрание историй", "Сборник летописей").
До середины ХХ столетия сочинение Рашид- аддина в полном объёме ни разу не публиковалось в нашей стране и было известно лишь по переводам отрывков.
Рашидаддин (1247—1318) — иранский учёный-энциклопедист и государственный деятель. Был везиром ханов державы Хулагуидов, созданной внуком Чингисхана Хулагу-ханом. Автор трудов по медицине, энциклопедии по естествознанию, трактатов по исламской теологии. "Собрание историй" — опыт создания всемирной истории. Рашид-аддин был казнён по ложному обвинению.
Задача полного издания "Сборника летописей" была впервые выполнена советскими востоковедами. "Джами ат-таварих" состоит из двух основных частей, первая из которых повествует о татаро-монгольских племенах и основанных ими государствах, о Чингисхане, его предках и потомках, а вторая — о всемирной истории, включающей и всеобщую историю доисламского периода, и историю исламских государств, и историю немусульманских народов "всего мира" (в границах тогдашних географических представлений). Известно, что Рашидаддин задумал и, возможно, осуществил географическое описание мира, но это произведение либо не было написано, либо погибло при разграблении библиотеки Рашидаддина после его казни в 1318 году.
Предлагаемый текст переведён с персидского Л.А.Хетагуровым.


Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви. Всё то племя состояло из 70.000 домов.
Места их кочевий, стоянок и юртов были точно определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Хитая1. Их же основное обитание есть местность, называемая Буир-наур2. Большую часть времени они были народом, повинующимся и платящим дань китайским императорам; постоянно некоторая часть из них восставала и бунтовала, и хитайские государи для противодействия им снаряжали войска и снова приводили их к повиновению.
Они также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы. Говорят, что, когда племена татар, дурбан, салджиун и катакин объединились вместе, они все проживали по низовьям рек. По слиянию этих рек образуется река Анкара-мурэн3. Река эта чрезвычайно большая; на ней живёт одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун. Границы его расселения в настоящее время соприкасаются с … (пропуск в тексте). Та река находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кэм сливаются вместе4. Город тот принадлежит к области киргизов. Утверждают, что эта река течёт в одну область, по соседству с которой находится море. Повсюду там серебро. Имена этой области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан. Говорят, что лошади их все пегие; каждая лошадь сильная, как четырёхгодовалый верблюд; все инструменты и посуда из серебра. Много птиц (…)
Это племя татар прославилось поножовщиной, которую оно устраивало промеж себя по причине малой сговорчивости и по невежеству, бесцеремонно пуская в ход ножи и сабли, подобно курдам, шулам и франкам. В ту эпоху у них ещё не было законов, которые существуют в настоящее время среди монголов; в их природе преобладали ненависть, гнев и зависть. Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не были бы в состоянии противостоять им. И тем не менее, при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племён и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почётом.
Из-за их чрезвычайного величия и почётного положения другие тюркские роды, при всём различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали своё величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингисхана и его рода, поскольку они суть монголы, разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определённое имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем, — а это не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племён. Так как в отношении их была проявлена божественная милость в том смысле, что Чингисхан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа5, около 300 лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называются нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, — то все стали известны как племена монгольские, хотя в то время другие племена не называли монголами.
Так как внешность, фигура, прозвание, язык, обычаи и манеры их были близки у одних с другими и хотя в древности они имели небольшое различие в языке и в обычаях, — ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая и Джурджэ6, нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признаёт полезным называть себя монголами. Перед этим, тоже вследствие силы и могущества татар, был такой же случай и по этой причине ещё и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине7, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племён, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами. Тех татарских племён, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и своего государя, — шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Племя тутукулйут — самое уважаемое из татарских племён.
Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют — тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется — тутукуличин. Происходящие из племени алчи-татар называются алчитай и алчин; из племени куин-татар — куитай и куичин, из племени терат — терати и тераучин.
Хотя у этих племён было много сражений и стычек друг с другом и они были постоянно заняты убийствами, разорением и грабежом друг друга, однако случилось так, что между ними и монгольскими племенами тоже произошли распря и война. В этом положении татарские племена объединились вместе. Старые кровь и вражда между татарами и монголами произошли по следующей причине: во времена Кабул-хана, бывшего монгольским ханом, из рода которого происходит большинство племён кият, а монгольские племена нирун суть его двоюродные братья, а другие ветви монголов, из которых каждая ещё до него были известны под своим особым именем и прозвищем, — все были его дядьями и дедами и все по родству и дружбе считались его друзьями и союзниками, а в напастях и бедственных случаях они становились ему помощниками и защитниками, — в это время занемог некто по имени Сайн-тегин, брат Кара-Лику из племени кунгират, которая была женой Кабул-хана. Для лечения попросили у татар шамана по имени Чаркил-Нудуя. Он пошёл и совершил камланье, но Сайн-тегин умер. Над шаманом учинили насилие и отослали домой. После того старшие и младшие братья Сайн-тегина отправились и убили этого Чаркила шамана.
Вследствие этого между татарами и монголами возникла вражда и сыновьям Кабул-хана, вследствие их побратимства и свойства с Сайн-тегином, по необходимости и нужде пришлось помогать его племени. По этой причине между ними и татарами возникла ссора, вражда и война, и они неоднократно сражались.
С обеих сторон во всякое время, как находили удобный случай, они убивали друг друга и грабили. Долгие годы продолжались эти войны и распри. В начале событий татары, воспользовавшись удобным случаем, захватили Хамбакай-хана по той причине, которая будет объяснена в истории племенных ответвлений тайджиутов. Хамбакай-хан же был из числа государей и вождей народа тайджиут, а происхождение последнего ведётся от племянников Кабул-хана8. Вследствие того, что татары знали, что хитайский император был оскорблён Кабул-ханом, потому что последний убил его послов и дружинников, — как об этом будет рассказано в том повествовании, — что император имел злой умысел против Кабул-хана и монголов, которые все были его родственниками и были с ним заодно, что ненависть к ним глубоко запала в сердце императора, татары же были ему подвластны и подчинены ему, — они отправили к нему Хамбакай-хана. Да к тому же и сами имели к Хамбакай-хану старинную вражду и неприязнь, почему и решились на такую дерзость и непреклонность. Хитайский император приказал пригвоздить Хамбакай-хана железными гвоздями к "деревянному ослу". Хамбакай-хан сказал: "Меня взяли другие, а не ты; недостойно и непохвально будет и далеко от благородства так мерзко поступить со мною. Племена монгольские, которые все являются моими родственниками, постараются отомстить за меня тебе, и твоим владениям поэтому будет причинено беспокойство".
Алтан-хан9 не послушал этих слов и пригвоздил Хамбакай-хана на "деревянном осле", отчего тот умер. Одному из его нукеров, по имени Булагачи, император разрешил вернуться домой. Тот принёс монголам дурную весть о происшедшем. После этого Кутула-хан отправился с монгольским войском на войну с хитайским императором и разбил его страну…
В другой раз племена татарские, найдя подходящий случай, захватили старшего сына Кабул-хана и предка племени кият-юркин Укин-Баркака, и отправили его к Алтан-хану, чтобы он его, пригвоздив к "деревянному ослу", убил. По этим причинам у монгольских племён вражда и ненависть к хитайскому императору увеличились, и до времени Чингисхана они постоянно воевали друг с другом. С каждой стороны выходили на другую, убивали и грабили, пока в конце концов, как это рассказывается в повествовании о Чингисхане и его роде10, Чингисхан не сделал кормом для своего меча все племена татар и хитайских императоров, всех сделал их слабыми и своими пленниками и всех их и ту сторону привёл под свою власть и повиновение, как это видим воочию на сей день. Из всех сражений, которые во всякое время каждый из монгольских государей вёл с вождями и царями татарскими, — некоторые могут быть упомянуты.
Одно таково. Один из татарских государей, по имени Матар, воевал с Кадар-бахадуром, сыном Кабул-хана. В первой же атаке Кадар-бахадур ударил копьём его и по седлу его коня, так что низверг его на землю вместе с конём. И хотя Матар был ранен, но не умер от этой раны, однако продолжительное время болел. Когда выздоровел, то опять вступил в войну. Кадар-бахадур вторично так поразил его копьём в спину, что оно прошло через спинной хребет, отчего Матар тут же умер; войско его стало добычей монголов…
Другое сражение такое, бывшее во время Чингисхана. Хотя последний и прежде того воевал с татарами, но однажды, найдя удобный случай, одержал над ними верх, множество из них перебил и полностью их разграбил. Это событие произошло так: некоторые татарские племена, вождём и царём которых был Муджин-Султу, вступили в войну с хитайским императором Алтан-ханом, не желая ему повиноваться. Китайский император снарядил войско и, поставив предводителем его великого эмира по имени Чинсан послал воевать с татарами; так как последние не имели сил сопротивляться хитаям, то устрашились и, отступив, обратились в бегство. Узнавши об этом, Чингисхан, используя удобный случай, выступил в поход с окружавшим его войском, ударил на них, побил множество татар и разграбил всё, что они имели. Известно, что на той войне из числа захваченной добычи была серебряная колыбель, шитое золотом покрывало и разные другие блага, ибо в то время татарские племена были самые состоятельные и самые богатые из всех кочевников. После этого события сын упомянутого Муджин-Султу по имени Алак-Удур и его брат Кыркыр-тайши объединились с каждым племенем монгольского народа и с другими племенами, союзными монголам, и сражались вместе с Чингисханом…
Когда всевышняя истина сделала Чингисхана могущественным и он победил имевшихся у него врагов вроде племён катакин, салджиут, тайджиут и дурбан, государя кераитов Он-хана, Таян-хана, государя найман, Кушлук-хана, государя меркит, Токта-беки и других враждовавших с ним, то татары, которые постоянно ходили на помощь и поддержку тех племён, ослабели; а так как они были убийцами и врагами Чингисхана и его отцов, то он повелел произвести всеобщее избиение татар и ни одного не оставлять в живых до того предела, который определён законом; чтобы женщин и детей тоже перебить, а беременным рассечь утробы, дабы совершенно их уничтожить, потому что они были основой мятежа и восстаний и истребили многих близких Чингисхану племён и родов. Ни одному творению не было возможности оказать покровительство тому племени или скрыть кого-нибудь из них, или даже нескольким из них, кои уцелели от истребления, обнаружиться или объявиться.
Однако в начале державы Чингисхана и потом каждое из монгольских и немонгольских племён брали у татар себе и для своего рода девушек, а им давали своих. Чингисхан также взял от них девушек, ибо из числа его жён Есулун и Есукат были татарки; старший брат Чингисхана Джочи-Касар также высватал у них жену; многие эмиры тоже брали татарских девушек11. По этой причине они скрыто попрятали некоторых татарских детей. Чингисхан передал одну тысячу татар Джочи-Касару, чтобы тот всех их перебил. Тот ради своей жены и из сострадания, которое оказывал обречённым, перебил из них 500, а 500 скрыл…
В конечном счёте, после гнева Чингисхана на племя татар и уничтожения их, всё же некоторое количество их осталось по разным углам, каждый по какой-нибудь причине; детей же, которых скрыли в ордах и в домах эмиров и их жён, происходивших из татарского племени, воспитали. От некоторых беременных татарских женщин, которые избежали смерти, родились дети; поэтому племя, в настоящее время считающееся татарским, — из их рода. Из этого народа, как во времена Чингисхана, так и после него, некоторые стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства в ордах13…
После того вплоть до нынешнего дня в каждой орде и в каждом улусе из них появились великие эмиры. Иной раз им давали девушек из рода Чингисхана и от них высватывали невест. В каждом улусе также существует из того племени много народа, который не стал эмирами, а присоединился к монгольскому войску; всякий из них знает, из какой ветви татар он происходит.
Из числа татарских детей, которые в эпоху Чингисхана стали почтенными людьми и эмирами и которых воспитали он и его жёны, был некто Кутуку-нойон, называвшийся также Шики-Кутуку. Обстоятельства его жизни были таковы. В то время как монголы разорили татарский народ, Чингисхан ещё не имел детей, а у его старшей жены Бортэ-фуджин было желание иметь ребёнка. Как-то раз Чингисхан неожиданно увидел упавшего на краю дороги ребёнка, поднял его и прислал к Бортэ-фуджин со словами: "Так как ты постоянно желаешь иметь ребёнка, то воспитай этого вместо своего дитяти и храни его". Жена Чингисхана воспитала его как родного сына, с полным почётом и честью, в своём семействе. Когда он вырос, его нарекли Шики-Кутуку, а также называли Кутуку-нойоном; сам он называл Чингисхана — эчигэ, что означает отец, — а Бортэ-фуджин — тэрикун-экэ, что означает мать. Рассказывают, что когда Бортэ-фуджин скончалась, он бил руками по её могиле и кричал: "О, моя добрая матушка!" и таким образом рыдал над ней. После Чингисхана он был в живых. Угедей-каан называл его старшим братом, и он сиживал с его сыновьями выше Менгу-каана; он был приближённым у детей Тулуй-хана и Соркуктани-беги и скончался во время смуты Арик-Буки. Из его сыновей один находится на службе великого каана. Кутуку-нойону было 82 года; он решал тяжбы по справедливости и много оказал помощи и благодеяний преступникам; он неоднократно повторял: "Не нужно, чтобы признавались из-за страха и испуга". Он говорил виновным: "Не бойся и говори правду!"…

Были другие два мальчика, оба родные братья. У одного было имя Кули, а у другого — Кара-Мэнгэту-Ухэ; они были татары из племени тутукулйут. Две жены Чингисхана, которых он взял из народа татарского, Есулун и Есукат, поскольку принадлежали к той же кости, оказали милосердие тем двум мальчикам, выпросив их у Чингисхана. Тот подарил им этих детей. Оба мальчика стали стольниками в орде Есулун…
Из племени хойин-татар происходили: Самкар-нойон, конюший Хулагу-хана, а во время Абага-хана ставший почтенным и великим эмиром; Туган, Мулай и Куйтай, отец Бука-курчи. Из племени нераит-татар в Иране не известно, чтобы кто-либо был почитаем и знаменит, но, несомненно, их много среди рядовых воинов. Но так как они не почитаемы и не знамениты, то о них не наводилось справок. Из племени алчи-татар в этом государстве тоже никого, кто бы был почтен, известен и был бы достоин записи. Однако в улусе Джочи-хана13 старшая жена сына Джочи, Бату, по имени Буракчин, была из племени алчи-татар; также из этого племени была супруга Тудай-Менгу, государя того же улуса, по имени Турэ-Кутлуг; из эмиров Бату из этого племени был старший эмир по имени Ит-Кара; из эмиров Менгу-Тимура, также государя того улуса, из того же племени был старший эмир по имени Бек-Тимур…

Материал подготовил Булат Хамидуллин

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»