выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №2 (2005)

 



Розалина Шагеева
поэт, искусствовед, заслуженный деятель
искусств Республики Татарстан

Живая нить времён

Секрет успеха в жизни состоит для человека в том, чтобы быть готовым воспользоваться случаем, когда он придёт, — простая истина. Но "готовых воспользоваться случаем" мало. Суфья Хайбрахманова — из их числа. Создав фонд "Туран", она занялась выставочной деятельностью и возрождением в Татарстане народных художественных промыслов.

Живая нить времён

В пору головокружительных перемен в Татарстане — возвращения из небытия в культурную жизнь утраченных имён и "запретных" ценностей, возрождения языка и радостного открытия для себя татарстанцами многовекового наследия живущих здесь народов началось у нас и возрождение их древних художественных промыслов.
…Это было время, когда столица республики, казалось, стала сплошным Манежем. Из молодых татарстанских городов и из "глубинки", из мест компактного проживания татар в регионах России и из зарубежья ринулись в Казань вышедшие из подвалов признанные и непризнанные мастера, там и тут рождались независимые галереи и выставочные залы, устраивались одна за другой "презентации", и родилась настоятельная потребность в том, чтобы объединить всё это кружение многоликих творческих сил организацией фонда или ассоциации, материальной поддержкой.
Организованный кучкой любителей искусства и коллекционеров во главе с Суфьёй ханум Хайбрахмановой фонд "Туран" и стал той формой интеграции творческих сил, которая, проводя бурную выставочную и собирательную деятельность, оказалась щитом национальной культуры и искусства, оживших, но и оглушённых оголтелым рынком реформ…
Цепкая на события этих лет память рисует Суфью ханум особенно выпукло, каждый раз выделяя её "стоп-кадром" в цепи головокружительных вернисажей и умопомрачительных карнавалов, фольклорных праздников на берегу Казанки и экзотических шатров "города искусств" в павильонах Выставочно-информационного комплекса "Казанская ярмарка" (ВИКО) и в коридорах издательств, где по инициативе "Турана" получает жизнь первый в республике журнал по изобразительному искусству "Санаигъ нафиса" ("Искусство прекрасного"). И каждый раз она — в фокусе какого-либо живого и созидательного пространства. То это уютные, обжитые залы Музея Габдуллы Тукая в старинном особняке — "доме Шамиля", где галерея "Туран" представила "городу и миру" провинциальную звезду татарской живописи из далёкого села Мустафино Оренбургской области Миддата Мухаметова. То знакомит зрителей с запоздалым виртуозом-керамистом из посёлка Туймазы Башкортостана Хамитом Латыповым. То ошеломляет публику выставками художников-авангардистов группы "Чингисхан" во главе с неуёмным Наилем Латфуллиным с его картинами "Вселенские башни", "Сады расходящихся троп", челнинских концептуалистов Зуфара Низамутдинова, Кима Сафиуллина, Хамзы Шарипова. То наталкивает татарстанцев на переосмысление далёкой истории выставкой "Золотая Орда"…
Выставочная деятельность Суфьи ханум и её фонда "Туран" послужила очищению зашлакованной кроветворной системы искусства и демо-кратизации художественной жизни Татарстана. Пользуясь правами не скованного узко-цеховыми и чиновными интересами независимого фонда, привлекая широко мыслящих экспертов-профессионалов, она создавала вокруг новых явлений искусства непредвзятую и по-настоящему творческую атмосферу. Конечно, не без полемики и даже ссор. На ангажируемых ею выставочных площадках Казани 90-х годов выставлялись десятки художников из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, а также периферии республики и из Башкортостана, Свердловской области, Санкт-Петербурга, Москвы. В 1994 году совместно с Национально-культурным центром "Казань" фонд "Туран" провёл ставшую, можно сказать, легендарной выставку "Чингиз Ахмаров". На ней были представлены работы выдающегося татарского художника и педагога, народного художника Узбекистана, лауреата государственной премии СССР и премии имени Хамзы Узбекской ССР. Наконец-то Татарстан отдал мастеру дань уважения: выставка способствовала долгожданной общественной оценке его деятельности, выразившейся в присуждении звания "Народный художник Республики Татарстан".
Укомплектованную за счёт приобретений художественную коллекцию Суфья Хайбрахманова выставляла в национальном культурном центре "Казань" в качестве фрагмента экспозиции "ХХ век" и показывала её на международных выставках. Так, в 1995 году в Стамбуле впервые состоялась выставка современного татарского искусства, на которой присутствовали творческая интеллигенция и крупные чиновники России и Турции, представители посольств тюркоязычных стран и двенадцать выезжавших за рубеж молодых художников-авангардистов из Татарстана и Башкортостана.
Формированию нового международного имиджа Татарстана способствовало участие Суфьи ханум и её фонда в культурно-политических акциях республики, проведённых в Венгрии, Арабских Эмиратах, в Москве, Париже, в Финляндии, Италии, где остро-современная коллекция живописи и декоративно-прикладного искусства, несущая пафос возрождения, воспринималась как "художественный портрет Татарстана".
Что касается декоративно-прикладного искусства, то ставший членом Всемирного Совета ремёсел и Ассоциации "Народные художественные промыслы России" фонд "Туран" оказался своего рода монополией, совмещающей коллекционирование произведений народного искусства с созданием собственного производства. Изделия фирмы "Туран" представляют сегодня татарское традиционное искусство в России и за рубежом. На международном фестивале исламского искусства, организованном культурным центром ИРСИКА (Турция), институтом Лока Вирса (Пакистан), фондом "Туран" и ЮНЕСКО, казанский ювелир Ильгиз Фазулзянов завоевал первое место, создав во время конкурсного марафона уникальную коранницу. На этом фестивале выставлялBсь и кожаная инкрустация и золотная вышивка ("укалы чигу") виртуоза этого искусства Луизы Фасхутдиновой. "Казанские полотенца" и ювелирные украшения фонда "Туран" вызвали восторг на выставке татарского искусства во время дружественного визита премьер-министра Татарстана в Республику Беларусь в 1997 году. В числе достижений "Турана" — победы на конкурсах декоративно-прикладного искусства в выставочных павильонах Москвы и Казани, на выставках "Казанский сувенир", организованных в национально-культурном центре "Казань" (1995, 1998). В "Туране" уже давно "тачают" и "отливают" новые эталоны татарского декоративно-прикладного искусства, и они наверняка останутся в памяти людей как утончённые рукотворные деяния своего неповторимого времени.
Производство "Турана" состоит из творческой лаборатории в Казани и цехов, расположенных в сёлах Высокогорского района Татарстана, являющихся центрами сосредоточения татарских ремёсел. Именно здесь изготавливают изделия в соответствии с вековыми канонами, вручную, с соблюдением норм древних технологических процессов. Сейчас на предприятии работает около 60 человек. "Туран" делает установку на возрождение наиболее древних и самобытных художественных промыслов и создание на этой основе полноценного национального сувенира. С выходом Татарстана на международную арену национальный сувенир как его визитная карточка и образ народа играет особенную, знаковую роль: он одновременно и национальный символ, и продукция мирового рынка — отсюда и строгие к нему требования.
Чтобы дать представление о высочайшем древнем наследии и не уронить престиж традиционных промыслов Татарстана, "Туран" пошёл по пути воскрешения уникальных национальных технологий, сохранившихся в образцах XIX века: золотого шитья, кожаной мозаики, резьбы по дереву и росписи, ювелирного искусства. Однако мастера стремятся адаптировать своё искусство к новой действительности, учитывая, что оно становится вкраплением в современный быт, современные ритуалы и праздники — Сабантуй, Дни города и дни Республики и другие.
Продукция "Турана" репродуцируется — в первую очередь в форме элементов традиционного татарского костюма: калфачков, тюбетеек, декоративных халатов, жилетов, женского национального вышитого платья, хаситэ (нагрудная ювелирная перевязь), шарфов, платков, тастаров (древняя женская головная повязка), мужских рубашек, шароваров, камзолов, вышитых сапожек, туфель, казанских полотенец, сумочек, кисетов, подушек, ковров, шамаилей, сундуков, деревянной утвари. На сегодняшний день фирмой "Туран" производятся изделия около 20 наименований, и все они представляют собой произведения искусства. Большое внимание "Туран" уделяет созданию современных костюмных ансамблей, несущих печать национального.
Не только музейные уникумы из стационарных коллекций, но и сувенирная продукция "Турана" пользуются огромной популярностью у населения Татарстана и гостей республики. Достаточно сказать, что золотые тюбетейки и халаты "Турана" преподнесены Римскому папе, Президенту России Владимиру Путину, генеральному директору ЮНЕСКО Мацууре, другим известным людям…
Руководитель фонда "Туран" Суфья ханум Хайбрахманова — предъявитель татарского искусства миру. Бесстрашие, способность к риску в сочетании с целеустремлённостью, если не сказать фанатизмом, позволили ей в атмосфере всеобщей настороженности добиться той стабильности и оптимальности своего производства, которые и привели к замечательным результатам. Одни смотрели на неё как на "выскочку", другие в её желании покровительствовать успеху видели каприз, праздную утеху. Шаг за шагом, преодолевая препятствия и укрощая чиновников, ожидавших от неё то провала, то взятки, обезоруживающей дипломатией и простодушием она прокладывала дорогу к своему успеху. И это произошло в то время, когда большинство её более маститых и, казалось, динамичных конкурентов потерпели крах.
К тому же именно на средства фонда "Туран" изданы труды по философии и искусству, среди которых "Послание потомкам" ("Вафият") философа и историка Шигабутдина Марджани, "Искусство Татарстана — ХХ век" искусствоведа Дины Валеевой, красочный альбом о собрании Национального музея Татарстана "Татарский костюм".
К сфере культурологической и научной деятельности "Турана" надо отнести и сбор сведений о современных и старинных народных промыслах Татарстана. В "банк данных" занесены более тысячи цветных слайдов, фотографий, диапозитивов, рисунков о местных и региональных ремёслах. Создана библиотека по краеведению, имеющая архив и слайдотеку. Всё это представляет собой богатую мастерскую для современных дизайнеров и базу для творческих экспериментов.
Дела Суфьи ханум влекущи: они сформировали широкую аудиторию людей, жаждущих познать через прекрасные фрагменты дошедших до нас деяний древнего народного искусства наше неискажённое прошлое, его романтизм. Большой честью для "Турана" и для неё лично было участие в посвящённой предстоящему юбилею Казани выставке-презентации татарской культуры в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в июне 2001 года, которая стала для парижан "открытием" "татарского мира".
"Туран" — это модель. Сочетание культа искусства и экономического прагматизма сделало возможным счастливый симбиоз коллективного и частного, общественного и личного. Не касаюсь здесь условий труда, аренды помещений, налогов, которые душат "Туран", как и все организации подобного толка. Говорю только об окончательном результате, об эффекте искусства. "Туран" оказался живым организмом, способным к трансформациям и к интеграции структур разного уровня. Необременённость чиновничьим аппаратом, заорганизованностью, идеологическими и искусствоведческими "измами" обеспечило ему способность к творческой эволюции и придали стабильность на долгие годы.
В итоге за эти десять лет Татарстан имеет: многообразный выставочный поток регионального и международного уровня; уникальную художественную коллекцию, способную составить фундамент национальной галереи или музея современного искусства; подъём промыслов; специализированный издательский блок; сувенирный магазин изделий народного творчества мастеров Татарстана и Поволжья и ещё многое другое полезное, вызванное к жизни умом и талантом хозяйки "Турана" Суфьи ханум.
В заключение — о том, с чем, осознавая и не осознавая, понимая и не понимая, роднились в течение целого десятилетия татарстанцы и гости республики, соприкасаясь с сувенирными изделиями под маркой "Туран": что означает это архаическое слово и каковы его исторические корни?
Согласно сложившимся представлениям, Туран — это земля тюрков и сами тюрки, их древняя цивилизация, идеальная мифическая страна всеобщего счастья, подобная Валгалле викингов и Шамбале тибетцев, о которой веками грезили кочевники необо-зримых степей Евразии.
В культурологическом же измерении Туран — это Память, объединяющая в единую систему ценностей такие сокровища мировой культуры, как находки Пазырыка и стела Кюль-Тегина на территории современной Монголии, искусство Волжской Булгарии и непревзойдённая культовая архитектура Стамбула, убранство казахской юрты и чувашская вышивка, миниатюра Средней Азии и скульптура Тувы, башкирская роспись по дереву и золотая филигрань и шитьё казанских татар…
Вот в какую гамму непреходящих ценностей евразий-ского контекста как яркий аккорд вторгается творчество экзотического фонда "Туран", его мастеров и художников, протягивающих в будущее живую нить наследия. Таковы — не больше, но и не меньше — идея Суфьи ханум и её практическое воплощение.

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»