выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №2 (2005)

 




НОВЫЙ НЕФТЕПРОВОД — БУКСИРНЫЙ ТРОС ДЛЯ РОССИИ ИЛИ АЗИАТСКИЙ АРКАН?

• Восточный поток: новый нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан: буксирный трос для России или азиатский аркан для неё?

НОВЫЙ НЕФТЕПРОВОД — БУКСИРНЫЙ ТРОС ДЛЯ РОССИИ ИЛИ АЗИАТСКИЙ АРКАН?

По оптимистическому сценарию развития нефтедобывающей отрасли уже к 2010 году добыча нефти в России может достичь 550-600 миллионов тонн. Однако это имеет смысл лишь при реализации нефтепроводных проектов. Самый крупный их новых проектов — нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). 31 декабря 2004 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков подписал распоряжение о проектных работах и строительстве нефтепровода ВСТО, заказчиком которого выступает "Транснефть".

ВСТО — самый крупный коммерческий проект начала XXI века. Рассчитанный на перекачку 80 миллионов тонн нефти в год и протяжённостью 4188 километров (диаметр трубы 1220 миллиметров), нефтепровод пройдёт по маршруту Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край), которая не замерзает и способна принимать танкеры водоизмещением до 300 тысяч тонн.
Согласно распоряжению правительства, предложения по проекту будут подготовлены до мая 2005 года. Лишь тогда станут известны сроки строительства, объёмы и источники финансирования. Кроме того, правительство поручило Минтрансу и ОАО "Российские железные дороги" подготовить план доставки грузов и изучить возможность транспортировки нефти в Перевозную по железной дороге до окончания строительства нефтепровода.
Строительство будет поэтапным. Предполагается, что в первую очередь построят участок нефтепровода Тайшет — Сковородино. Параллельно возведут нефтяной терминал в бухте Перевозной, куда нефть из Сковородина будет поступать по железной дороге. Строительство участка Сковородино — Перевозная начнётся, когда нефтяники приступят к промышленной разработке месторождений Восточной Сибири и Якутии. Ответвления на Китай в проекте пока не предусмотрены.
Решено, что ветка нефтепровода пройдёт в 150 километрах от Байкала и не затронет заповедных зон. Часть трассы будет проложена вдоль БАМа, что упростит как её строительство, так и будущее обслуживание.
Трасса пройдёт по сложным геологическим, гидрологическим и сейсмическим районам. Поэтому предусмотрены специальные подземные и надземные способы её прокладки. Из 1007 водных препятствий, которые встретятся на пути трассы, — 174 реки. Для их преодоления будут использованы новейшие технологии. Как нефтепровод, так и инженерные сети предстоит комплексно защитить от коррозии и блуждающих токов. Кроме того, объекты НПС рассчитаны на сейсмическую нагрузку. Технологическая связь в проекте — это новейшие волоконно-оптические линии связи в сочетании с радиорелейными на горных участках. В качестве резерва будет использована спутниковая связь. Всё это лишь краткий перечень оборудования и инновационных технологий, которые должны стать надёжной преградой для аварий.
Ресурсная база нефтепровода — месторождения нефти и газового конденсата Восточной Сибири. На первых порах нефть планируется поставлять с месторождений Западной Сибири (Ханты-Мансийский автономный округ и Томская область). В Ханты-Мансийском АО открыто и активно эксплуатируется 26 месторождений. В Томской области из 92 открытых в разработке только 19 месторождений, остальные ждут своего часа. Предполагается, что в конечном счёте 24 миллиона тонн нефти будут поступать из Западной Сибири и 56 миллионов тонн — с месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).
Достаточность ресурсов прямо зависит от инвестиций в геологоразведку восточных регионов. Большинство экспертов считают, что необходимо создание государством правовых и финансовых условий для интенсивной геологоразведки, а само геологоразведочное освоение должно стать комплексным, без дробления на мелкие проекты.
Суммарные инвестиционные затраты по проекту около 11 миллиардов долларов. Предполагается, что часть тарифной ставки за перекачку сырья будет идти на финансирование строительства. Первоначально тариф составит 47 долларов за тонну, а затем, после погашения взятых под строительство кредитов, он может снизиться вдвое.
Окончательного ответа на вопрос об инвесторах проекта пока нет. По словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, Россия готова рассматривать предложения японских компаний по финансовому участию как в строительстве самого трубопровода, так и в геологоразведке и освоении месторождений Восточной Сибири и Якутии.
***
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — наиболее ёмкий и развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. На его долю приходится 28 % общемирового потребления нефти. Основными потребителями углеводородов в регионе являются Китай (30 %), Япония (24 %), Южная Корея (10,6 %), Индия (9,9 %), Индонезия (5,1 %) и Австралия (3,8 %). Рост российской нефтедобычи будет очень интенсивным, и этот рост естественным образом ориентирован на экспорт в страны АТР.
Маршрут ВСТО пока не предусматривает ответвления на Китай. Но это вовсе не означает, что Россия не заинтересована в экспорте сибирской нефти в Поднебесную. Из бухты Перевозная нефть может быть отправлена любому получателю, в том числе и Китаю. Представители КНР в последнее время оценивают вариант проекта нефтепровода до Тихого океана как достаточно выгодный для их страны.
Реализация проекта будет означать не только диверсификацию потребителей российской нефти на мировом рынке, но и интенсивное освоение Восточной Сибири. В условиях прогрессирующего кризиса, который переживают регионы Сибири, Севера и Дальнего Востока, вопрос восходит к сохранению единства и целостности России. Приход нефти на восток страны — это защита долговременных геополитических и геоэкономических интересов России.

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»