выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №2 (2005)

 




ИОРДАНИЯ, ГДЕ ИСЛАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ХРИСТИАНСТВОМ

Современность в мире древностей
ИОРДАНИЯ, ГДЕ ИСЛАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ХРИСТИАНСТВОМ

Современность в мире древностей
ИОРДАНИЯ, ГДЕ ИСЛАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ХРИСТИАНСТВОМ

Недавно Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II поступил дар от иорданского короля Абдаллы II — панно с изображением Святого Симеона Богоприимца.
Панно это — мозаика из цветных камней. Рамка панно сделана из дуба, выросшего в Иордании на холме святого пророка Илии, с которого он живым вознёсся не Небо в огненной колеснице, чтобы вернуться перед пришествием Мессии.
Этот дар был вручён в Москве на церемонии награждения Православного общества Иордании премией Международного фонда единства православных народов "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов". Председателем попечительского совета фонда является Патриарх Алексий II.
"Эту премию мы рассматриваем как большую честь для Иордании в лице её граждан — членов православной общины", — сказал после церемонии один из руководителей этого общества, специальный представитель и советник короля Иордании Акль Бельтаджи.
По его словам, в Обществе состоят православные арабы — уроженца Иордании, Палестины и Израиля, которые проживают в Королевстве. Среди его основных задач — поддержка и развитие различных институтов православной общины, содействие своим членам в вопросах духовной, социальной и культурной деятельности, участие в налаживании диалога между христианами и мусульманами.
В России, пожалуй, мало известно о христианах-арабах Иордании. На 95 процентов Иордания населена мусульманами-суннитами. Правящий король Абдалла II принадлежит к династии Хашимитов из рода Пророка Мухаммада и является его потомком в 43-м колене. Жители-немусульмане составляют христианское меньшинство. Они — духовные наследники тех, кто принял христианскую веру одними из первых в мире. Недаром в библейских текстах так много названий мест, находящихся на территории Иордании.
Здесь на каждом шагу можно встретить остатки церквей и монастырей, построенных ещё на заре христианства, пещеры первых монахов. К востоку от реки Иордан находится Вади Харра, где, согласно преданию, Христос укрывался от преследующей его толпы иерусалимцев.
С 320 года христианство стало на земле Иордании государственной религией, и в стране были образованы местные епископства. В 33 километрах от иорданской столицы Амман находится "жемчужина" страны — Мадаба, один из центров христианства на Ближнем Востоке. Здесь действует православная церковь Святого Георгия, построенная в 1884 году на руинах византийской церкви. В местном Археологическом парке можно увидеть остатки храмов Девы Марии (VI век), Святого Илии ( IV век) и другие.
Особо почитаемо местечко Аль-Магтас на реке Иордан вблизи остатков церкви Иоанна Крестителя. Его принято считать местом Крещения Господня, хотя по поводу того, где произошло это событие, есть разные мнения. Сюда на праздник Крещения ежегодно 19 января прибывают русские паломники, чтобы в белых "смертных" сорочках совершить омовение в священных водах этой реки.
Сегодня, согласно статистике, две трети христиан Иордании — православные и католики — живут в основном в городах Аммане, Кераке, Мадабе и Эс-Салте. В Иордании есть православные школы и лицеи, в одних только деревнях 22 начальные христианские школы.
Православное общество Иордании, как сообщил мне Акль Бельтаджи, действует на добровольные пожертвования своих членов. Его кредо: способствовать общественному и культурному прогрессу единоверцев-православных. Мой собеседник назвал православных иорданцев "элитой общества": они занимают в торгово-экономической жизни, в научно-культурной и других интеллектуальных сферах видное место. Глава этого Общества Рауф Абу Джабер, например, является одним из крупных бизнесменов страны. Православные входят в парламент, служат на высоких должностях в иорданской армии.
Общество оказывает помощь нуждающимся, причём не только православным. Так, в получающих поддержку Общества православных школах обучаются как христиане, так и мусульмане, последних даже большинство. В этих школах даётся хорошее образование и учебный процесс ориентирован на освоение начал современных наук.
Реалии этой страны в по-следние полвека несут на себе отпечаток влияния внешних факторов. Ведь Иордания с территорией, равной Ленинградской области, и населением 5 миллионов человек находится в зоне, насыщенной конфликтами, которые приняли международный характер. Королевство словно зажато клещами двух очагов напряжённости: арабо-израильского и иракского. С 50-х годов прошлого века Иордания не раз вовлекалась в арабо-израильские войны, обескровившие эту бедную, обделённую ресурсами страну. Тяжёлым бременем легло на неё и присутствие более миллиона палестинских беженцев, нашедших приют на территории страны.
На востоке у Королевства довольно протяжённая граница с Ираком, события в котором будоражат регион и мир. Это война багдадского режима с Ираном, его авантюра в 1990-1991 годах в Кувейте, вторжение в Ирак два года назад войск США и их союзников.
Властям Королевства приходилось искусно маневрировать, чтобы избежать втягивания в конфронтацию или военные действия с той или другой стороны. Понятно, что Амман против экспорта гремучей смеси деструктивных идей исламских фундаменталистов и арабских радикалов, способных сыграть роль детонатора в Иордании и у соседей.
Нагляден пример с Абу Мусаабом Аз-Заркави. Иорданец по происхождению, он с 1993 по 1999 годы сидел в тюрьме за принадлежность к религиозной организации "Клятва исламу". Выйдя из-за решётки по амнистии, провёл несколько лет в Афганистане. В 2002 году Аз-Заркави нелегально вернулся на родину, где замышлял проведение акций против американских и израильских объектов в Иордании, а затем бежал от правосудия в соседний Ирак, где по-настоящему "развернулся". В Ираке его считают лидером иракской "Аль-Каиды", возглавляемой им группе приписывают организацию самых дерзких террористических вылазок. Американское командование пообещало за поимку Аз-Заркави 25 миллионов долларов. Власти Иордании и племя, из которого он происходит, открестились от этого террориста.
С учётом того, что экстремисты устроили в Ираке в 2004 году серию взрывов и нападений на местные христианские храмы, было бы опасным позволить распространение вируса межрелигиозного противостояния у ближайших соседей.
Иордания, где, как и во всём регионе, с начала 80-х годов оживились исламские фундаменталисты, выдержала испытание на стабильность: в стране не были зафиксированы какие-либо эксцессы в межрелигиозных отношениях.
Иорданский принц Хасан Бен Таляля отмечает важность социально-экономического, культурного и отчасти политического присутствия христиан в арабских странах, которое намного "перевешивает" их относительную малочисленность в арабском обществе.
Рассматривая исламо-христианские отношения, иорданский учёный Валид Сайф считает, что их развитие "тормозят" представления некоторых мусульман, которые отождествляют христианство с Западом, вследствие чего их восприятие и "своих" христиан окрашено антизападными чувствами. Нужно, считает Сайф, преодолеть такой настрой, отделить наш диалог от темы арабо-западных и мусульманско-западных отношений.
По мнению учёного, многие мусульмане озабочены защитой своей самобытности от разрушительного внешнего влияния. Это часто толкает их к коллективной обороне своего "я", к определённой самоизоляции и обособлению. Поэтому он призывает христиан и мусульман уделять больше внимания тому, что их сближает в сфере религиозных идей и ценностей, и тогда они лучше смогут решать свои практические проблемы.
Нужно уходить от взаимного поучительства, от схоластических споров, заявляет иорданский профессор Валид Сайф. Широкие дискуссии внутри самих религиозных общин помогут осознать, какие задачи стоят перед ними и что нужно сделать для решения актуальных проблем. В то же время, как полагает глава Центра вселенских исследований в Аммане, архимандрит Кайс Садык, восточно-христианские церкви ещё не оценили должным образом идеи, которые вошли в духовный актив ислама и вызвали коренные перемены в ближневосточных обществах. В умах некоторых христиан всё ещё господствуют старые представления об исламе, что вызывает у них разные чувства: от пренебрежения исламом до его полного отрицания.
В прошлом году для иорданских и палестинских христиан стал выходить новый журнал "Аль-Магтас". По словам главного редактора Филиппа Маданата, специфика этого издания в том, что он посвящён больше социально-общественным, нежели теологическим проблемам христианской общины. Лейтмотив публикаций в том, что арабские христиане считают себя частью арабского мира и партнёрами своих братьев-мусульман "во всём хорошем и плохом, что сегодня происходит в арабской нации".
С холмов иорданского города Мадаба можно полюбоваться видом на Мёртвое море, Иудейские горы, долину реки Иордан с взметнувшимися ввысь минаретами мечетей, а если повезёт, то при хорошей погоде увидеть силуэт звонницы на Масличной горе в Иерусалиме. Такое сочетание мест, которые навсегда вошли в историю мировых цивилизаций, различных культур и вер, символизирует и мозаику духовного сосуществования, характерного для сегодняшней Иордании.

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»