выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №5 (2007)

 



Фарит ЮСУПОВ
доктор филологических наук, профессор
КГУ

Татарский дозор

Волжские булгары начали проникать на Уральские земли еще в VIII–IХ веках нашей эры. После разгрома монголами Волжской Булгарии переселение булгарских племен приобрело уже масштабный характер. Територрия между Уралом и Западной Сибирью с древнейших времен была заселена тюркоязычными племенами, близкими по языку, материальной и духовной культуре населению булгаро–татарских государств, поэтому между народами установились теснейшие связи

После образования Сибирского ханства приток поволжских татар в эти края значительно усилился, и к ХVI веку на территории Урала и Зауралья сформировался особый тюркский этнос, близкий как к казанским, так и к сибирским татарам. Исследователи отмечают, что эта группа татар составила значительную часть населения Сибирского ханства. Его экономика на протяжении нескольких веков, вплоть до начала ХХ века, находилась в ее руках. Татарские населенные пункты располагались вдоль больших дорог, проходящих из Азии в Европу и одновременно выполняли роль пограничного и таможенного контроля.
После падения Казанского ханства татарское население Поволжья, изгнанное из городов и деревень, обложенное тяжелым ясаком, недовольное политикой насильственной христианизации, ушло искать лучшей жизни на восток, но конец сибирской вольницы тоже был уже не за горами…
В результате похода Ермака в 1581 году на Сибирь многие татарские деревни были уничтожены. Местные жители, спасаясь от гибели, бежали за Иртыш, после чего большая часть Зауралья долгое время была практически незаселенной. На прежних землях, в основном, осталось пришлое смешанное население, состоящее из казанских и сибирских татар. Сюда изредка приходили башкиры карабатынского рода на летние пастбища. Местная администрация утвердилась в этих местах лишь в середине XVII века – к этому времени и относятся первые упоминания о сафакульских татарах. Во многих архивных документах этого периода они отмечены как служилые татары, служилые мещеряки или как татары сибирской дороги, появившиеся на исторической сцене после взятия Казани. За заслуги перед русским государством служилые мишари были пожалованы земельными угодьями за Камой, а представители высшего сословия сохранили некоторые привилегии. Русская администрация обращалась к услугам лояльных служилых мишарей и в процессе колонизации Башкирии для укрепления военными крепостями новых юго–восточных границ. С этой целью были построены города Уфа, Бирск, Мензелинск.
В.Э. Ден, изучая материалы по переписи населения, делает вывод о том, что термины «мишар», «мещеряк» на этой территории употреблялись для обозначения, в первую очередь, не этнической принадлежности человека, а его социального положения. Мишари по долгу службы были приравнены к казакам, и ими в дальнейшем управляло Казацкое войско. Их обязанность заключалась в защите восточных границ России, а с 1699 года для охраны недавно присоединенных к России земель от возникающих башкирских восстаний. Татары–мишари в мирное время занимались земледелиеми и скотоводством.
По мере того, как положение в Башкортостане к началу ХVIII века постепенно стабилизировалось, необходимость содержать большие укрепленные линии отпала. Восточные границы Русского государства все больше расширялись в сторону Сибири и казахских степей, куда поспешно переводились служилые мещеряки. Они обживались как в уже существовавших со времен Сибирского ханства татарских деревнях, так и в новых поселениях на берегах полноводных рек Течи и Исети с богатыми пойменными лугами, возле многочисленных озер, изобилующих рыбой и дичью. Через их населенные пункты проходила дорога – северная ветвь Шелкового пути.
В 1750 году 89 тысяч десятин земли, находящихся между Верхнеуральском и Челябинском, за верность во время башкирских восстаний были переданы в распоряжение служилых мещеряков из деревень Кунашак, Муслюмово и Курманаево. С этого времени начался следующий этап в колонизации территории современных Сафакулевского, Альменевского, Целинного районов. Эти татары одновременно осваивают незаселенные земли Уйского, Верхнеуральского районов современной Челябинской области, Учалинского и Белоретского районов Республики Башкортостан. Таким образом, в результате длительного межэтнического взаимодействия пришлого и местного тюркского населения на территории Урала и Западной Сибири образовались самостоятельные этнографические группы татар, одной из которых является группа сафакульских татар. Формирование сафакульских татар в самостоятельную этнографическую группу завершилось к концу ХIХ века.
Сведения о сафакульских татарах существуют в архивных материалах Исетьской провинции, образованной в 1738 году. Ее границы на юге простирались до берегов реки Яик и казахских степей, на севере – Тюменского уезда, на западе – Уфимской провинции, на востоке – Ялуторовского уезда. С 1743 года ее центром становится город Челябинск. В 1755 году Исетьская провинция входит в состав вновь организованной Оренбургской губернии. В 1895 году в составе вышеуказанной губернии выделяется Челябинский уезд, который в дальнейшем становится на долгие годы административным центром всех служилых мещеряков Зауралья.
Зауральские служилые татары–мещеряки в 1798–1865 годах, как и башкиры и русские казаки, составляли сословие военных казаков и управлялись Башкиро–Мещеряцким войском.
В настоящее время сафакульские татары проживают в Сафакулевском районе Курганской области, Кунашакском и некоторых других районах Челябинской области. По последним переписям населения, сафакульские татары считают себя татарами, а родным языком – татарский язык.
Мысль о том, что сафакульсксие татары сформировались как самостоятельная этнографическая группа татарского народа в результате взаимодействия поволжских татар с тюркоязычными племенами Урала и Западной Сибири подтверждается и языковыми фактами. По ведущим особенностям говор сафакульских татар относится к среднему диалекту татарского языка, который сближает их с татарским литературным языком. Это свидетельствует о том, что при развитии данной этнографической группы и ее говора казанскотатарский компонент был решающим. Особенности языка, отличающие его в незначительной степени от литературного, сходны с диалектом сибирских татар.
История сафакульских татар неразрывно связана с историей Российского государства. В трудные для России времена сафакульцы были опорой и защитниками ее территориальной целостности и могущества. Она также достойно оценивала их верность – ни одна коронация русских императоров не проходила без участия представителя сафакульских татар.
До октябрьской революции сафакульские татары жили зажиточно, всегда отличались стремлением к образованию и просвещению. В годы советской власти, лишившись своего привилегированного положения, они смогли сохранить свой язык, богатую духовную культуру, быт, обычаи–нравы и религию.

Фарит Юсупов,
доктор филологических наук,
профессор КГУ

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»