выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №8 (2007)

 



Гюльнара ИКСАНОВА
г. Уфа

ВО ИМЯ ТЕАТРА БЕЗ ГРАНИЦ

Раис Абдрахманович Ибрагимов
Заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ.
Окончил театральный факультет УГАИ им. З.Исмагилова, режиссерское отделение. Учился у Г. Г. Гилязева. Работал режиссером Комитета по ТВ и РВ Совета Министров БАССР, главным режиссером Госкомитета БАССР по ТВ и РВ, директором ТПО «Баштелефильм», был художественным руководителем ГТРК «Башкортостан», в 1997–2006 гг. возглавлял ГУК «Киностудию «Башкортостан». В режиссерском багаже – более 50 фильмов, киноочерков, пять телеспектаклей.
В 2000 г. стал Почетным кинематографистом России, а в 2002 г. – академиком Академии кинематографических искусств «НИКА».

Театральное искусство – неотъемлемая часть многонациональной российской культуры. Оно вошло в плоть и кровь народов нашей страны. Особенность театрального искусства и в том, что сценическая площадка никогда не бывает национально замкнутой. На ней зрители видят и сопереживают драмы из истории и жизни не только своего народа, но и других. Пьесы Шекспира, драмы Ибсена, комедии Мольера, драматургия Чехова и Горького, спектакли М.Карима, Г.Камала, М. Файзи волнуют сердца зрителей любой национальности. Башкирский Академический театр им. М.Гафури – не исключение. Вот уже на протяжении почти 90 лет его эстетическая программа, выросшая на почве национальных культур башкирского, русского и татарского народов, реализуется на подмостках театра талантливыми режиссерами, артистами, художниками. Башкирский Академический получил международное признание. Через год с небольшим театр будет отмечать 90-летний юбилей. В преддверии этого большого события мы встретились с нынешним директором театра, заслуженным работником культуры Росии Раисом Ибрагимовым, преданно любящим театральное искусство. «Театр – это моя жизнь, - признается Р.Ибрагимов, - свою задачу я вижу в том, чтобы сохранить духовные традиции ведущего национального театра, повышать его авторитет в стране и за рубежом». Мы попросили рассказать Раиса Ибрагимова о прошлом и сегодняшнем дне этого театра, о его замечательном творческом коллективе.

– Раис Абдрахманович, история вашего театра, как и история каждого живого творческого организма, имеет свою «легенду», свои традиции.

– Наш театр прошел классический путь развития и был создан на основе профессиональных и полупрофессиональных театральных трупп и красноармейских театров. Он был учрежден 4 декабря 1919 года в Стерлитамаке – тогдашней столице молодой республики – как 1–й Башкирский государственный театр.
Талантливые актеры Елизавета Сыртланова–Шляхтина, Гиният Ушанов, Галимьян Карамышев, Амин Зубаиров, Гималетдин Мингажев, Хажи Бухарский, художники С. Якшибаев и С.Никандров и драматурги Х. Ибрагимов, Д. Юлтый, М. Бурангулов, А. Тагиров и многие другие объединились вокруг идеи создания первого башкирского профессионального театра.
Выдающийся режиссер того времени Валиулла Муртазин–Иманский (1885–1938) был назначен художественным руководителем театра. Опираясь на опыт современной русской сцены, он активно внедрял в театральную практику традиции башкирского фольклора и народного музыкально–поэтического исполнительства. В репертуаре театра тех лет произведения башкирской и татарской драматургии: «Салават–батыр» и «Акшан–батыр» А. Инана, «Галиябану» М. Файзи, «Карагул» Д. Юлтыя, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Ашказар» и «Алпамыша» М. Бурангулова, «Несчастный юноша» Г. Камала, «Неравные» Ф. Амирхана, «Тагир и Зухра» Ф. Бурнаша и др.
В 1922 году коллектив 1–го Башкирского государственного театра переводится в Уфу театр объединяется с татаро–башкирской труппой Уфимского государственного показательного театра. Именно тогда он получает название – Башкирский государственный театр драмы.
В первой половине 30–х годов в коллектив приходят артисты, получившие образование на открывшемся в 1926 году театральном отделении Уфимского техникума искусств – Арслан Мубаряков, Булат Имашев, Вали Галимов, Габдулла Шамуков, Бэдэр Юсупова, Танхылу Карамышева, Гали Саттаров, Зайтуна Бикбулатова, Газим Тукаев, Рагида Янбулатова, Рим Сыртланов, Диля Даутова, Хусаин Кудашев, Фарида Камалетдинова и другие. Режиссерами работают уже известные Вали Муртазин–Иманский, Хажи Бухарский, а также актеры Булат Имашев, Рафгат Файзи, Вали Галимов, Арслан Мубаряков и др. Одним из самых ярких театральных деятелей 30–х годов, внесших неоценимый вклад в развитие сценического искусства, был режиссер и теоретик театра, реформатор и приверженец системы Станиславского Макарим Магадеев. С 1935 года театр стал носить звание академического.
Расцвет актерского искусства Башкирского академического театра драмы приходится на первые послевоенные годы. Именно в это время появилась целая галерея незабываемых образов: Отелло, дядя Ваня, Протасов, Салават в исполнении Арслана Мубарякова, Кручинина и Анна Каренина Зайтуны Бикбулатовой, Галима – Талиги Бикташевой, Шавкатов – Рима Сыртланова, Яго – Рафгата Файзи, Дездемона и Соня – Рагиды Янбулатовой и многие другие. В конце 40–х – начале 50–х в театр приходят Гата Сулейманов, Гата и Заки Арслановы, Рафаэль Аюпов, Габдулла Гилязев, Асия Нафикова, Дарига Файзуллина, Ильшат Юмагулов, Ишмулла и Аниса Дильмухаметовы.
В конце 1950–60–х гг. формируется качественно новый состав театра. Художественное руководство театром с 1942 по 1945 и с 1956 по 1971 гг. осуществляет Вали Галимов – режиссер, творческий потенциал которого преобразил облик башкирской сцены 60–70–х годов. Пульс современной жизни в стенах академического становится особенно ощутимым с появлением в 1959 году талантливых выпускников башкирской студии ГИТИСа им. А. Луначарского: Амира Абдразакова, Зиниры Атнабаевой, Розы и Виля Каримовых, Фины Латыповой, Гюлли Мубаряковой, Шамиля Рахматуллина, Гузель и Хакимьяна Сагитовых, Марата Султанова, Муллаяна Суяргулова, Хамита Яруллина. В конце 60–х годов в коллектив приходят воспитанники театрального отделения Уфимского училища искусств: Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева, Гайса Хасанов, Райса Сайфуллина, Загир Валитов, Ахтям Абушахманов, Ильсияр Гизетдинова, Хана Мингажева, Савия Сираева, Биктимир Муллабаев, Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова, Ахат Хусаинов.
Свобода мысли, обилие волнующих тем, стремление раскрыть многосложный внутренний мир человека – наиболее характерные черты башкирской драмы тех лет. Пьесы Ибрагима Абдуллина, Нажиба Асанбаева, Ангама Атнабаева, Асхата Мирзагитова, Рафаэля Сафина, Фарита Богданова составляют стержень текущего репертуара. Подъем башкирского театрально–декорационного искусства связан с именами художников С. Калимуллина и Г. Имашевой.
В 60–80–е годы на сцене театра ставят спектакли В. Галимов, Ш. Муртазина, Г. Гилязев, Р. Аюпов, В. Сайфуллин.
Всесоюзную известность принесли коллективу постановки режиссера Шауры Муртазиной по трагедиям «Магомет» Вольтера и «В ночь лунного затмения» М. Карима. Последний был удостоен Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского в 1967 г.

– В 1970 году театр награждается орденом Трудового Красного Знамени, а в 1971 г. ему присваивается имя Мажита Гафури. С этого момента начинается новый
этап творческих поисков театрального коллектива, не так ли?

– В 1971 по 1981 годы театр возглавлял режиссер Лек Валиев, много сделавший для сохранения лучших традиций академической сцены и внедрения современных течений в театральное искусство.
Затем, с 1981 по 1996 гг. художественное руководство осуществляет Рифкат Исрафилов, период работы которого принес театру много ярких творческих побед, открыл новые имена в искусстве. Значительными событиями тех лет стали спектакли «Галиябану» М. Файзи, «Не отосланные письма» по повести Г. Кутуя, «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, «Галия» Т. Тагирова, «Три сестры» А. Чехова. Плодотворным было сотрудничество режиссера с художником Таном Еникеевым.
В 70–е–80–е годы в театр пришли выпускники театрального факультета Уфимского государственного института искусств (ныне – Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова): Тансулпан Бабичева, Раус Загитов, Суфия Курбангалеева, Рафиль Набиуллин, Олег Ханов, Асия Хафизова и Хамит Шамсутдинов.
Отдельной главой в биографии коллектива стала драматургия Мустая Карима. Трагедии «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!» и «Салават», романтическая драма «Страна Айгуль», философская притча «Пеший Махмут», трагифарс «Коня Диктатору!», комедия «Похищение девушки» выводят башкирский театр на совершенно иной уровень. Но самым ярким выражением духа башкирской сцены того времени стал спектакль «И судьба – не судьба!..» (по повести М. Карима «Долгое–долгое детство», инсценировка Р. Исрафилова), воплотивший в себе проблемы человеческого бытия, соединивший тонкое лирико–психологическое начало с напряженным драматизмом.

– Раис Абдрахманович, в 90-е годы, в период «великих перемен», кардинально изменивших людей и общество, башкирский академический претерпел трудные моменты, но не изменил свои нравственные и художественные ориентиры. В афише была представлена национальная драматургия – пьесы М. Карима, А. Атнабаева, М. Садыковой, Р. Сафина, Ф. Богданова, Г. Шафикова, Н. Гаитбаева, Ф. Булякова, а также зарубежная классика в лице Еврепида, Мольера, Л. Толстого, Э. де Филиппо, Ф. Кроммелинка.

– Да, театр обращался и к традиционной драме М. Бурангулова, Д. Юлтыя, Х. Ибрагимова, М. Файзи. В эти же годы начинается сотрудничество театра с драматургом Флоридом Буляковым. Спектакль «Вознесись, мой Тулпар!» по его пьесе был признан лучшим в номинациях «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» на I Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в 1991 году. Постановка «Бибинур, ах, Бибинур!» того же автора стала победителем республиканского фестиваля «Театральная весна» и II Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (1996), была удостоена Государственной премии Российской Федерации (1996).
В 80–90–е годы в театр пришли актеры Шаура Дильмухаметова, Эльвира Юнусова, Ильдар Гумеров, Ильдар Саитов, Гузель Маликова, Ильфат Юмагулов, Хурматулла Утяшев, Гаяз Алтыншин, Азат и Гульнара Амировы, Светлана Хакимова, Гульнара Фархиева, Сара Буранбаева.

– В 2000 году театру исполнилось 80 лет, и свой юбилей коллектив встретил в новом великолепном здании с самой современной по техническим параметрам сценой, с уютными фойе и холлами. Труппа пополнилась молодыми силами – в театр пришли актеры: Азамат Гафаров, Алсу Галина, Азат Зиганшин и многие другие. На сцену возвратились вновь любимые зрителями спектакли «Долгое–долгое детство» и «Салават» М. Карима, «Башмачки» Х. Ибрагимова, а также новые для башкирской сцены пьесы – «Тополек мой в красной косынке» по одноименной повести Ч. Айтматова, «Колыбель желаний» Н. Абдыкадырова, «Плачу вперед!» Н. Птушкиной, «Мою жену зовут Морис» Р. Шарта в постановке Ф. Бикчентаева.

– Именно в это время, на рубеже веков, постановочную работу в театре осуществляли художественный руководитель театра Азат Надыргулов (1997–2000), режиссеры Ильдар Гилязев, Нурлан Абдыкадыров.
С большим интересом зрители принимали спектакли «…Шаймуратов генерал…» (Ф. Буляков), «Любви все возрасты покорны» (Н. Гаитбаев), «Завидуй, Америка, завидуй!» (С. Латыпов) в постановке А. Надыргулова. Спектакль Ильдара Гилязева «Нэркэс» по пьесе Ильшата Юмагулова принял участие в Международном театральном фестивале «Простор–театр» в Стамбуле в 2004 г.. Ведущий актер нашего театра Хурматулла Утяшев за роль Темуджина в спектакле Нурлана Абдыкадырова «Последнее море Чингисхана» был удостоен приза «Лучшая мужская роль» на Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз–2002» в г. Казани. Этот спектакль также номинировался на I Международном фестивале «ART–ORDO» в г. Бишкеке (2003 г.).
В 2005 году главным режиссером Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури стал выпускник РАТИ Айрат Абушахманов, осуществивший ряд интересных постановок: «Долгое–долгое детство» (М. Карим), «Красная звезда» (М. Гафури), «Кодаса» (Б. Бикбай, З. Исмагилов), «Пролетая над гнездом кукушки» (К. Кизи).

– Раис Абдрахманович, одна из новых постановок Айрата Абушахманова – психологический триллер «Полет над гнездом кукушки» К. Кизи. На Международном фестивале «Туганлык» этот спектакль победил сразу в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» (Айрат Абушахманов) и «Лучшая мужская роль» (за роль Макмерфи – Хурматулла Утяшева).

– Это, действительно, большая победа для всех нас. 22–23 мая мы были с этим спектаклем, а также с еще одной музыкальной комедией сезона «Кодаса» на гастролях в Москве в театре им. Пушкина. Два вечера московский театр был переполнен, спектакли проходили при полных аншлагах. Зрители очень тепло приняли наши спектакли. Приятно было слышать такие слова известного критика Л. Лебединой: «Мы в Москве долгое время были лишены возможности увидеть национальные театры. Два спектакля – оба интересные и познавательные. «Кодаса» – предлог национального единения, там оперные голоса, удивительная пластика. «Кукушка» – мужской спектакль, где чувствуется ансамблевость. Меня спектакль поразил мужской энергетикой, силой».
Театровед Римма Кречетова говорила о необыкновенной современности романа Кена Кизи: «…меня поразило, что его проблемы современнее, чем вчера. Хорошо, что есть «индейская» тема – вождь говорит о системе, комбинате. Мне очень понравилась комедия «Кодаса» – это театральное событие, ради которого люди ходят в театр. Это современный спектакль, помогает народу понять самих себя.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о премьерах нынешнего, 87–го сезона?

– Итоги 87–го сезона удачные. Наконец–то впервые осуществили грандиозный проект – поставили башкирский народный эпос «Урал–батыр» (автор – Газим Шафиков, режиссер–постановщик – Рустем Хакимов). «Урал–батыр» – это первая попытка сценического воплощения выдающегося произведения башкирского народа. Театральная версия вобрала в себя почти все важнейшие события, записанные из уст сэсэнов. На первый план вынесены сущность философии древних башкир, их мировоззрение и мироощущение. Все это позволяет довольно четко представить себе облик древнейших пращуров народа – башкордов, с незапамятных времен проживающих на территории Южного Урала.
Народная артистка СССР Гюлли Мубарякова в год своего юбилея получила орден Салавата Юлаева и подготовила моноспектакль «Последний тарпан» Г. Хусаинова.

– Как сегодня строится репертуарная политика театра?

– На сегодня в репертуаре театра более 20 спектаклей, созданных на основе произведений башкирской и татарской драматургии, зарубежной и русской классики и современной отечественной драматургии.
В репертуаре есть спектакли на исторические темы. К ним относится и музыкально–драматическая драма Артура Идельбаева «Последний из рода Гайне». Этот спектакль занял третье место во Всероссийском конкурсе спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма и любви к Родине.
Спектакль «Последнее море Чингисхана» участвовал в I Международном кочевом фестивале «Лики Чингисхана» (2005 г.) в Бурятии (Улан–Удэ), где критики единодушно назвали наш коллектив театром европейского уровня.
Визитной карточкой театра стала пьеса Ильшата Юмагулова «Нэркэс» в постановке Ильдара Гилязева.
По–прежнему большим успехом у зрителей пользуется спектакль «Израненная судьба» по пьесе Нажиба Асанбаева.
Мы поставили «Цыганские страсти на турецком подворье» турецкого драматурга Ю. Болата. Главный режиссер Татарского государственного театра им. Г. Камала Фарид Бикчентаев создал искрометную комедию «Мою жену зовут Морис» по пьесе французского драматурга Р. Шарта. С успехом идут в театре музыкальные комедии И. Абдуллина «Озорная молодость», Х. Ибрагимова «Башмачки», «Любви все возрасты покорны» Н. Гаитбаева.
Вторую жизнь обрел спектакль–мечта «Долгое–долгое детство» по пьесе Мустая Карима, инсценировка Рифката Исрафилова.
Есть еще одна радость – в этом году в театре пополнение. Двенадцать выпускников Щепкинского высшего театрального училища влились в нашу труппу и уже введены на некоторые роли.
Мы стремимся, чтобы в репертуарной афише были разные спектакли, удовлетворяющие вкус любого зрителя.

– Раис Абдрахманович, в заключение нашего разговора, приоткройте, пожалуйста, немного планы вашего коллектива?

– До конца сезона наш зритель увидит еще одну премьеру – комедию «Голубушки мои» по пьесе Флорида Булякова (художественный руководитель постановки – Айрат Абушахманов, режиссер – Азат Зиганшин). Режиссер Фаиль Ибрагимов работает над драмой Наиля Гаитбаева «Сокурсники», которой театр откроет следующий, 88–й сезон.
Мы приглашены на фестиваль «Реальный театр» в Нижний Новгород, который состоится осенью этого года.
В новом сезоне после реконструкции вводится вторая очередь театра. Мы откроем Малую сцену, появятся новые гримерные, новые репетиционные залы, где молодые режиссеры могут экспериментировать новые постановки.
Кроме того, в наших планах – гастрольные выезды в Египет и Марокко. 2008–й год для нашего коллектива богат на знаменательные события. Мы будем отмечать вековой юбилей наших прославленных корифеев сцены – Зайтуны Бикбулатовой и Арслана Мубарякова.
В 2009 году у театра 90–летний юбилей. И подготовка к нему начата уже сегодня.
Наш театр – это образец заботливого отношения к культуре вообще, и, к театральной, в частности, руководства нашей Республики Башкортостан, и, в первую очередь, Президента М.Г. Рахимова. Ни один наш вопрос, касающийся театра, не остается без внимания. Все решается оперативно и во благо коллектива. Нам остается только работать, засучив рукава.

– Раис Абдрахманович, спавибо за рассказ о театре, который, по словам известного театрального критика Александра Иняхина, «…остается первым театром Уфы. Берегите театр – он способен на многие творческие подвиги».

– Спасибо.



Специально для газеты «Татарский мир» интервью подготовила
Гюльнара ИКСАНОВА

г. Уфа

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»