выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №12 (2007)

 



Алсу Гилязова

РАМИЛЬ ТУХВАТУЛЛИН КИНО КАК СПОСОБ ПЕРЕЖИТЬ БОЛЬ

Известный историк Арнольд Тойнби писал, что любой народ развивается только в диалоге с другими культурами. И то, что Казань, перекресток разных культурных традиций, стала местом проведения фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», думается, не случайность. Тем более что цель фестиваля – обмен опытом деятелей культуры и искусства России и мусульманских стран ближнего и дальнего зарубежья, показ творческих достижений мусульманских кинематографистов и представителей других конфессий.

На конкурсную программу фестиваля этого года были представлены работы режиссеров из 40 стран мира. Все это замечательно, но нас, прежде всего, интересует то, насколько молодой татарстанский кинематограф органично вступил в этот диалог: какие темы он вынес на обсуждение, и есть ли у кинопроизводства в республике будущее. Обо всем этом мы беседовали с народным артистом РТ, начальником отдела культуры и развития языков народов РТ, режиссером Рамилем Тухватуллиным, чей фильм «Дилемма» на фестивале «Золотой минбар» удостоился приза зрительских симпатий.

– Рамиль Чингизович, скажите, кто еще, кроме Вас, в этом году на фестивале представлял кино Татарстана?
– Выступить широким фронтом пока не удается, так как татарский игровой кинематограф сегодня только делает свои первые шаги. Вышедший на широкий экран в 1927 году немой фильм «Булат-батыр» можно не брать в счет, так как он был снят московскими режиссерами. Но, кстати будет сказать, что в республике еще с советских времен успешно работают документалисты, которые не раз брали призы на самых престижных кинофорумах.
На нынешнем «Золотом минбаре» мы представили три фильма. Картину «Бабай» по сценарию Мансура Гилязова снял выпускник ВГИКа Альберт Шакиров. «Бабай» – это очень трогательная жизненная история. Альберт Шакиров, на мой взгляд, перспективный художник, и хочется верить, что награда, полученная им на кинофестивале, будет хорошим стартом для его будущих проектов. Фильм «121» – достаточно авангардная вещь. Интересен эксперимент, на который пошел Ильдар Юзеев, использовав в этой фантасмагорической истории дневники Тукая. «121» был награжден специальным призом Всемирного конгресса татар «За лучшее раскрытие творчества Г. Тукая». Следующий фильм, участвовавший в конкурсном показе – «Дилемма». Моя новая работа – это рассказ о юной девушке, пытающейся себя осознать через историю своего народа. Картина хорошо была принята зрителями. В ноябре этого года “Дилемма” выходит в широкий прокат и будет показана по всей России.
– Насколько наше кино вписалось в общую картину фестиваля?
– Я бы не стал сравнивать или сопоставлять наш кинематограф с кинематографом других стран. У нас разная история, следовательно, свои пути культуры.
Я с глубоким уважением отношусь к иранскому кино. Это древняя страна, которая переходила из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, сохраняя преемственность в своих традициях, культуре. Посмотрите, какая глубина и тонкость в их поэзии, миниатюре, музыке. Сколько идей, образов, историй витает в самом воздухе этой страны. Во всем сквозит самобытность, только им присущий колорит. И в этом карт-бланш иранских режиссеров. К тому же государство вкладывает огромные деньги в развитие кинематографа.
Для татарского народа его история – это его боль... Поэтому наш внутренний взор устремлен в глубину веков, к загнанным в глубокое подсознание чувствам. Прежде чем идти вперед, нам нужно осознать, дать объективную оценку своему прошлому и, наконец, расстаться с негативными эмоциями. Подобный метод применяется в современной психологии. Искусство, в частности и кино, в своем роде и есть сеанс психотерапии. Какую бы картину я ни снимал, не могу игнорировать эту боль, так как она и во мне.
– Значит, желание осмыслить исторический путь нации есть главная тема Вашего творчества?
– Да, об этом и «Зулейха», и «Дилемма». «Зулейха» возвращает зрителя к одной из драматических страниц истории нашего народа – насильственной христианизации в конце 19 века. Фильм, снятый по одноименной пьесе Гаяза Исхаки, оказался востребованным: его просмотрели с DVD около 5 миллионов человек. На фестивале в Берлине в 2006 году “Зулейха” взяла приз зрительских симпатий. Картина также приняла участие в конкурсном показе в Каире и Хельсинки.
В последнее время я тесно сотрудничаю с талантливым сценаристом Айсылу Хафизовой. Вместе мы написали сценарий к фильму “Дилемма”. Эта работа получилась о молодежи и для молодежи, о поиске нравственных ориентиров в сложном современном мире. “Дилемма” означает выбор. Героиня фильма, молодая девушка, поставлена перед выбором: пойти по пути гламура, который ведет к пустоте, или принять ценности, которых придерживались веками ее предки. От ее выбора зависит решение множества других проблем – бытовых, взаимоотношений с родителями, способности возвыситься над собственным эгоизмом. Здесь понятие “высота” рассматривается как аллегория, поэтому на протяжении фильма постоянно возникает образ башни, олицетворяющей наши истоки. Лишь, познав свои корни, мы можем узнать свое предназначение.
Фильм на русском языке, но туда включены и татарские тексты. Смысл такого хода в том, что только в своей культурной среде героиня начинает говорить на родном языке.
– Думаете, что фильм с национальной спецификой будет понятен широкой аудитории?
– В малом отражается большое. Думаю, что за всем сказанным в картине стоят общечеловеческие проблемы. Хотим мы этого или нет, человеческая жизнь, лишенная связи с прошлым, с нравственными ориентирами, быстро теряет смысл. Известный немецкий психолог Карл Густав Юнг писал, что человеческая душа лишь недолгое время может питаться внешними впечатлениями. И если она, пережив восторги молодости, не осознает себя как звено большой цепи, не найдет опоры в своей культурной традиции, не узнает радости развития, будет обречена на постоянные внутренние конфликты, и более того – впадет в хаос.
Героиня в начале повествования находится в состоянии поиска. На очередном пикнике с друзьями, который был устроен недалеко от Булгар, ей приходит видение. Она видит мчащихся лошадей, видит башни древнего города. Общее состояние девушки обостряется страхом высоты. Это физическое заболевание, передающееся по наследству.
В сюжете присутствует собирательный образ духовности народа – Чистильщика, при наставничестве которого героиня преодолевает страх высоты, прыгает на парашюте с любимым человеком. Это внешнее действие результат ее внутренних изменений. Здесь высота как физическая величина преобразуется в величину нравственную. В фильме один из героев говорит: «Высота есть величие».
– Я поняла, что жанр драмы Вам наиболее близок по мироощущению...
– Вы угадали. Вот, к примеру, на улице дерутся бомжи. Кто-то в этом видит смешное. Действительно, из-за чего мужики дерутся-то? Ни дома, ни жены, ни денег... А я эту ситуацию автоматически связываю с социумом, с моральным состоянием общества. Пятнадцать лет мы живем в новых экономических и человеческих отношениях. Огромное количество людей, которые не смогли адаптироваться к этим условиям. Каждый из нас ежедневно может наблюдать на улицах, в транспорте «маленькие» трагедии наших граждан. С другой стороны – за эти годы выросло новое поколение, которым мы в духовном плане не смогли ничего предложить, так как сами без корней. Поэтому в этой ситуации ничего комичного не вижу.
На самом деле, комедия – это очень сложный жанр. Через юмор преподнести трагедию, это самое высшее, что может сделать драматург или режиссер.
– Над чем работаете сейчас?
– На студии «Рамай» уже идет создание мультипликационного фильма «Шурале» по поэме Габдуллы Тукая. К работе над ним мы привлекли одаренных, креативных ребят. Многие из них получили образование в Москве и за рубежом. И, видимо, в феврале следующего года мы выпустим этот мультфильм.
Одновременно мы с Айсылу Хафизовой пишем сценарий для нового фильма, который будет о смешанных браках. Комментарии к нему пока давать не буду.
– Какие требования предъявляете к кино?
– Кино должно быть захватывающим. Снять фильм и положить его на полку, такой подход не годится. Чтобы картина вышла на рынок, необходимо соблюсти ряд правил. Мысль, которую хочешь высказать, должна сегодня быть облечена в зрелище. Для этого нужно искать и использовать новые способы изображения, высокие технологии. Рынок диктует свои условия, и я, как режиссер, не могу не считаться с этим, я обязан учесть все этапы, по которому фильм пройдет.
Мне очень понравилась картина Андрея Звягинцева «Возвращение», но по всей Германии он собрал всего 100 тысяч евро. Это обидно.
– Кто финансирует татарстанский кинематограф?
– Есть такая организация «Татаркино». Но я сам лично ни копейки не попросил у нее, ищу другие источники. Хотя считаю, что именно государство должно поддерживать и развивать кино в республике. Как сказал Олжас Сулейменов, каков бюджет таков и сюжет. Хотите сильное, конкурентоспособное кино, тогда достойно финансируйте.
– Каковы перспективы у нашего кино?
– У нас есть интересные сценаристы, режиссеры, актеры. Однако, если мы сегодня не будем отправлять нашу талантливую молодежь учиться в столицу постигать науку «большого» кино – во ВГИК, ГИТИС, Литературный институт, то перспектив у нас, точно, не будет, так как кино требует постоянного притока свежей энергии, идей в содержании, в форме и так далее. Кадры – один момент, другая проблема – финансирование. Без мощной государственной поддержки, как я уже говорил, киноиндустрия практически невозможна.
При первой же возможности я постараюсь на высшем уровне повлиять на решение этих задач.
– Именно для этого Вы согласились возглавить отдел культуры и развития языков народов РТ при кабинете министров РТ?
– И для этого тоже. На данном этапе деятельность в кабинете министров для меня приоритетна, так как интересна и многогранна. За восемь месяцев работы уже выработалось свое видение проблем, поэтому многие программы, которые ранее «тормозились» воплотились в жизнь. Например, заработал проект «Созвездие», выявляющий молодые таланты, разработан план по сохранению языков народов РТ, возобновлены археологические исследования и многое другое.
Говорят, что Москва не сразу строилась, так и мы постепенно создадим свое игровое кино. Думаю, что проведение «Золотого минбара» в Казани – это очень хороший стимул для нас.
Ну что ж, картина ясна. Есть потенциал, есть темы, есть стимул, вообщем, есть необходимая надстройка, под которую нужно теперь подвести базис.

Беседовала
Алсу Гилязова

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»