выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №1 (2008)

 



Алсу Гилязова

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КАНН... В СТРАНУ ДРЕВНИХ БУЛГАР

Мансуров Булат Багаутдинович родился в 1937 году в г. Чарджоу Туркменской ССР.
Режиссер, драматург, продюсер. Народный артист России (2004). Заслуженный деятель искусств Туркменистана (1991).
Вице-президент Гильдии кинорежиссеров РФ со времени ее организации.
Академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, Российской Академии кинематографических искусств («Ника»).
Окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой (1963).
С 1992 года президент Международного Общественного Фонда развития киношкол им. С.М. Эйзенштейна.
Награжден Орденом Славы «Кюрмет» Президента республики Казахстан за вклад в национальную кинематографию (2004).
Фильмография: «Состязание» (1963), «Утоление жажды» (1966), «Рабыня» (1968), «Смерти нет, ребята!» (1970), «Тризна» (1972), «Притча о любви» (1974), «Сюда не залетали чайки» (1977), «Блистающий мир» (1984), «Картина» (1985), «Поражение» (1987), «Бейбарс» (1989), «Сага древних булгар» (2005 – 2007).

На втором курсе ВГИКа 22-летнему студенту Булату Мансурову студия «Туркменфильм» предложила снять кинокартину. И хотя Сергей Герасимов, руководитель мастерской, посоветовал любимому ученику отказаться, Булат ответил, что если сейчас он не снимет фильм, то дальнейшая учеба потеряет для него смысл. Учителю пришлось смириться с упорством студента.
Вернувшись со съемок, молодой режиссер показал свою первую работу Герасимову. «Хоть в Канны!» – такой вердикт вынес великий мастер. И действительно, через два года, в 1965 году, фильм «Состязание» взял приз в номинации «Лучший внеконкурсный фильм» на международном кинофестивале во Франции в Каннах. Таким удивительно счастливым образом начался творческий путь режиссера и сценариста Булата Мансурова, который продолжается до сих пор. За эти годы им были сняты около двух десятков художественных фильмов, некоторые из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа. Однако, как говорит сам режиссер, все они были движением к самой главной его картине – «Саге о древних булгарах». Этот широкомасштабный проект, начатый 10 лет назад, практически уже завершен – к 70-летнему юбилею его создателя.

- Булат Багаутдинович, расскажите, как возникла идея создания «Саги о древних булгарах».
- Это очень давняя история. Я родился в Туркмении, но мои предки были родом из Казани. Мама окончила медресе, а отец – факультет восточных языков Казанского университета. …В семье очень часто вспоминали родину, поэтому у меня еще в детстве возник интерес к истории своего народа. Вспомнив родителей, не могу не упомянуть интересный факт: в их метриках в графе национальность было написано «булгар» и «булгар кызы».
Позже я, студент ВГИКа, работая над сценарием фильма «Чингисхан», случайно в Ленинской библиотеке наткнулся на статьи по истории булгар. Прочитанный материал тронул до глубины души: оказывается, до революции жителей казанского края называли «булгарами», а не «татарами». Я стал искать новые источники. Выяснилось, что булгары не только отстояли свою столицу от войск Чингисхана, но и пришли на помощь русским в битве с монголами на реке Калке. В результате мне пришлось переделывать весь сценарий о Чингисхане. Вот тогда у меня появилась идея снять картину о булгарах, предках казанских татар. Известно, что народ без своей истории не выживает, превращается в стадо. Поэтому очень важно знать, кто и откуда мы, какая культура стоит за нашими плечами. Где бы я ни работал – в Туркмении или Казахстане, я старался именно с этой точки зрения взглянуть на прошлое народов. Так создавались «Состязание», «Тризна».
Общение и работа с Львом Гумилевым, академиком Лихачевым, а потом и известным казанским ученым Альфредом Халиковым (Халиков позже стал консультантом фильма «Сага древних булгар») еще больше вызывали во мне желание рассказать языком кино правдивую историю булгар.
- Когда же идея, которой Вы жили столько лет, стала, наконец, реализовываться?
- Осуществить свою мечту стало возможным только в начале 90-х годов. Это время было отмечено необыкновенным ростом национального самосознания, интересом к своим традициям, языку, желанием сохранять и развивать их. В результате этих процессов в 1992 году на I Всемирном конгрессе татар было принято решение о создании национального кинематографа, поддержанное президентом Минтимером Шаймиевым. И мне предложили возглавить это дело. Помню, что были уже выделены деньги на строительство в Казани студии художественных фильмов, но при встрече с Минтимером Шариповичем я убедил его в том, что кинопроизводство в республике надо начинать с фильмов. Так создавались и «Мосфильм», и известные американские кинокомпании: сначала снимали картину, потом получали с нее денежные сборы, на которые и строили все необходимое. Тогда президентом было дано «добро» на создание первого национального фильма, и я приступил к написанию сценария, который в 1994 году был представлен и утвержден под рабочим названием «Теплые ветры древних булгар». Закипела работа, но потом все застопорилось из-за отсутствия финансирования. Оказалось, что средства, выделенные из российского бюджета на съемки, в Татарстане ушли…на производство экспериментальной пленки «Кодак». Эту неприятную историю, честно говоря, не хочется вспоминать, но не могу не сказать, что она оставила у меня чувство горечи и разочарования.
Более того, понимая, что развитие кинематографии невозможно без квалифицированных кадров, я, используя свое влияние, способствовал тому, чтобы талантливые ребята из Татарстана получили образование во ВГИКе. Однако, вернувшись домой, они, к сожалению, оказались невостребованными. Так светлая задумка о татарском кино постепенно погасла.
- Однако же Вы продолжили снимать фильм…
- Да, этим проектом заинтересовались Россия, Казахстан, Кыргызстан и Египет, и это дало возможность продолжить начатую мной работу. Около десяти лет ушло на создание киноэпоса «Сага древних булгар». Особенность этого фильма в том, что история булгар рассматривается во взаимоотношениях с другими государствами. Любой народ живет и развивается в общении с соседними культурами. А у булгар были обширные экономические и культурные связи со многими странами.
В фильме изображается огромный период – с V по XIII век, поэтому «Сага…» разбита на семь частей: «Сказание Ольги Святой», «Лествица Владимира Красное Солнышко», «Сага о любви дочери Чингисхана», «Сага о Волжской Булгарии», «Сага о любви Урана и Бояны», «Сага об Аттиле», «Сага о Кубрате». Первые части фильма охватывают значительный период истории Руси – от принятия христианства и до становления древнерусского государства Киевская Русь. На фоне исторических событий и баталий проходят и общечеловеческие темы дружбы и предательства, веры и любви. Так, например, в фильме о нашествии Чингисхана на Азию, Кавказ, Русь и Европу лейтмотивной темой проходит светлая и трагическая история любви дочери Чингисхана и сына эмира Булгарии Булата.
«Сага о Волжской Булгарии» – это рассказ об обращении булгар в мусульманскую религию. Здесь же показано и другое важное событие – заключение союза между Волжской Булгарией и Киевской Русью, благодаря которому 200 лет в период кровавого средневековья эти государства могли спокойно развиваться. Кстати, многие эпизоды этого фильма снимались в Каире. Министерство культуры Египта с большим вниманием отнеслось к нашей работе: оказало финансовую помощь, предоставило в распоряжение студии, костюмы, было дано разрешение на съемки в старинных мечетях.
Последние три фильма можно объединить идеей – «…нельзя убить то, что создано свыше». В «…Атилле» я хотел показать судьбу предводителя гуннов, которого во всех хрестоматийных учебниках изображают варваром. А ведь с него началась тюркская цивилизация. Он был образован, знал латинский язык, строил города. В Венгрии ему поставлен памятник. Хан Кубрат был племянником Аттилы по материнской линии, и ему посвящен последний фильм трилогии. При Кубрате Великая Булгария достигла своего наивысшего расцвета. Он, кстати, тоже не был дикарем: получил образование в Византии. В Эрмитаже представлено много экспонатов, свидетельствующих о высокой культуре булгар. На Дону, Азове и в Крыму сохранились руины булгарских городов. Трагедия этого государства связана с тем, что сыновья хана Кубрата ослушались отца и разошлись в разные стороны света. «Сага о любви Урана и Бояны» – история любви булгарской девушки и хазарского воина, которым суждено было стать основателями Волжской Булгарии.
- В Вашем фильме снялись известные актеры, такие как Леонид Куравлев, Александр Филиппенко, Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Элина Быстрицкая, Арман Асенов. Скажите, когда кинокартину увидит широкая зрительская аудитория?
- Год назад прошла премьера первых трех частей («Сказание Ольги Святой», «Лествица Владимира Красное Солнышко», «Сага о любви дочери Чингисхана») в кинотеатрах Москвы. А в марте 2008 года они будут показаны по Первому каналу телевидения. Последние два фильма («Сага об Атилле» и «Сага о Кубрате»), Алла боерса, в марте уже будут окончательно готовы и пойдут в широкий прокат.
- В Казани уже третий год подряд проходит фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». На Ваш взгляд, будет ли он способствовать развитию кинематографа в Татарстане?
- Это важный фестиваль, и хорошо, что он проходит в Казани. Я, конечно, сожалею, что мою «Сагу о Волжской Булгарии» постигла печальная участь на втором фестивале (ее показали в отсутствии жюри), но я очень рад, что «Золотой минбар» набирает популярность и открывает новые имена. Думаю, что любое культурное событие, связанное с известными личностями, шедеврами искусства, не может не вызывать отклика в обществе. Обязательно появятся люди, которые захотят снимать кино, играть в кино, вкладывать деньги в кино и так далее.
Я не видел работ молодых татарстанских режиссеров, поэтому не могу оценить их. Однако хочу сказать, что не важно, как они выступили на этом фестивале, главное на данном этапе то, что появилась молодежь, которая уже стала заниматься этим важным делом. Сейчас важна не победа, а участие в этом форуме.
«Золотой минбар» – это один из путей к созданию национального кино. А это то, о чем мечтал с юности.
- А о чем мечтаете в канун своего 70-летнего юбилея?
- Желаю, чтобы моим детям, которые тоже заняты творческой деятельностью, повезло больше, чем мне. Старший сын Мансур – пианист, дочь Газиза – поэтесса, младший сын Рафаэль – ученый.
Я был так счастлив, когда попал на I конгресс татар. Я так хотел что-то сделать для своего народа, но, к сожаленью, не нашел понимание своих устремлений со стороны соотечественников, и это оставило в моей душе горечь. И все-таки «Сага древних булгар» – это подарок моему народу.

Беседовала Алсу Гилязова

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»