выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №4 (2009)

 



Гульнара АБДУЛАЕВА

ГЕРОЙ ИЗ АЛУПКИ

В упорстве и дерзости с Аметханом мало кто мог сравниться.
Его имя гремело над Ярославлем, Сталинградом, Северной
Пруссией и, конечно же, над родным Крымом.

Крымские татары выдвинули из своей среды плеяду замечательных героев, многие из которых, в годы Отечественной войны, не колеблясь, отдали свою жизнь в борьбе с фашизмом. 50 тысяч крымских татар во время войны были удостоены государственных наград, из них 7 Героев Советского Союза, 35 кавалеров ордена Славы. Бесспорно, почетное место среди них занимает военный летчик, гвардии полковник Аметхан Султан. Уже в 25 лет этот человек стал дважды Героем Советского Союза. Во время войны он совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 33 и в группе 19 самолётов противника. Про Аметхана Султана рассказывали, что он просто творил чудеса. В бою он был похож на горного орла. Отличался зоркостью, стремительностью, отвагой. В упорстве и дерзости с Аметханом мало кто мог сравниться. Его имя гремело над Ярославлем, Сталинградом, Северной Пруссией и, конечно же, над родным Крымом.

Аметхан родился в крымском городке Алупка раскинувшемся у подножия Ай-Петри, на берегу ласкового Черного моря 20 октября 1920 года.
Окончив в 1937 году местную семилетнюю школу, Аметхан едет в Симферополь продолжать образование. Отец настоятельно советовал поступать в железнодорожное училище, но у него, как и многих подростков того времени, была мечта – стать летчиком. Недолго думая он записывается в симферопольский аэроклуб, который успешно заканчивает, и по рекомендации своего первого инструктора Петра Большакова поступает в Качинскую военно-авиационную школу. Оттуда в звании младшего лейтенанта, он был призван в армию в 4-й летно-истребительный полк Южного военного округа (г. Кишинев). Здесь и застала его война.
Уже 22 июня 1941 года Аметхан Султан выполняет несколько боевых вылетов, за что награждается первым орденом Красной Звезды.
С первых дней войны он хорошо понимает реалии новой обстановки. Здесь, на войне, не приходилось покорять высоту и парить орлом в поднебесье, необходимо было под вражеским огнем осваивать тактику воздушной разведки, учиться летать на малых высотах, пользоваться особенностями рельефа — прикрываться при полетах лесами, пролетать над самой землей, стараясь не задеть верхушки деревьев, телеграфные столбы. И при этом — быстро и точно ориентироваться.
Впервые Аметхан отличился в марте 1942 под Ярославлем. Израсходовав в атаках боезапас, он начал таранить вражеский бомбардировщик «Ю-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Аметхана застрял в загоревшемся «Ю». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. В августе 1942 года во время знаменитой Сталинградской битвы он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП – своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. Теперь он сражался бок о бок с будущими Героями Советского Союза В. Лавриненковым, А. Рязановым, И. Степаненко, И. Борисовым и Б. Ерёминым.
В августе 1943 года, за мужество и отвагу, командир эскадрильи Аметхан Султан был удостоен золотой звезды и звания Героя Советского Союза.
1944 год, стал переломным в истории Отечественной войны. Советские войска заняли наступательные позиции и одерживали одну победу за другой. Весной предстояло освободить крымский полуостров. Аметхан с большим нетерпением ждал этого дня, ведь он даже не знал, живы ли его родители.
Наконец 8 апреля войска 4-го Украинского фронта начали штурм вражеских укреплений в Крыму со стороны Сиваша и Перекопа. Командование фронта поставило перед летчиками задачу уничтожить немецкие самолеты на взлетных полосах аэродрома и не дать подняться в воздух. Эту задачу возложили на Султана. Его эскадрилья должна была вылететь первой и принять на себя основной огонь немецких зениток. Во время налета надо было предпринять что-то такое, что свело бы к минимуму потери в эскадрилье. Помог случай и знакомство за день до операции со знаменитым снайпером-штурмовиком уроженцем Башкортостана Мусой Гареевым, который вместе с другими летчиками-штурмовиками прилетел для участия в операции.
Заочно Аметхан хорошо знал Мусу Гареева и попросил подробнее рассказать о тактических приемах, которые они использовали для подавления противовоздушной обороны на вражеских аэродромах. Гареев, так же наслышанный о подвигах Амета охотно поделился своим опытом. Так случайное знакомство Мусы Гареева и Аметхана Султана перед совместной боевой операцией стало началом их долгой братской дружбы. В Крыму их полки часто базировались на одном и том же аэродроме, и каждая встреча на земле или в небе доставляла им радость.
Много лет спустя дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Муса Гареев напишет: «Аметхан вошел в мою жизнь смелым соколом, у которого я учился летать, щедрым другом, на которого я всегда мог положиться, как на самого себя, властелина огромного неба, которое всегда было ему послушным»...
Вскоре был освобожден Симферополь, город юности Аметхана, откуда он начал свой путь в небо. А затем Севастополь.
После Сталинграда он не помнил таких ожесточенных воздушных боев, какие развернулись над Севастополем. Свою последнюю опору в Крыму гитлеровцы защищали, не считаясь ни с какими потерями. Здесь молодой командир эскадрильи выдержал еще один труднейший экзамен на мастерство летчика-истребителя, сбив немецкий истребитель «Фокке-Вульф-190».
Теперь Аметхан имел полное право пролететь над Алупкой. Еще несколько минут назад спокойный в бою, он с трудом сдержал волнение, когда увидел знакомые улицы, скалистые вершины Ай-Петри. Аметхан уменьшил скорость, развернулся над склоном горы, где белел заветный домик.
В мае 1944 года, наступил, долгожданный для Аметхана день. Командование разрешило капитану навестить родителей. Волнуясь, готовились к встрече с сыном Султан и Насибе. Когда Амет с друзьями-однополчанами приехал, в доме собрались все родственники и соседи, но не было среди них младшего брата Имрана. Он еще с утра отправился в военкомат и до сих пор не вернулся, это насторожило летчика, однако счастливая встреча с родителями заглушила тревожное предчувствие. После застолья Аметхан повел друзей к морю, а после в Воронцовский дворец и парк, куда любил бегать с детских лет. Командир полка разрешил Аметхану погостить у родителей еще три дня. Вместе с ним в Алупке остался и близкий друг Павел Головачев.
Недобрые предчувствия не подвели Амета. На рассвете 18 мая он стал свидетелем чудовищного насилия - Приказом Верховного Главнокомандующего весь крымскотатарский народ за один день должен был быть выслан. Солдаты уже задержали его младшего брата Имрана, обвинив юношу в пособничестве немцам. Участь своего народа должна была разделить и мать Героя Советского Союза Насибе. Отца, как уроженца Дагестана, не стали трогать. А всех остальных родственников и близких, уже сажали в грузовики и куда-то увозили. Аметхан поспешил в штаб к полковнику, руководившему этой операцией, выяснить на каком основании выселяется весь народ. Но в грубой форме получил ответ: «Вы человек военный, капитан. Знаете, что на войне приказы не обсуждаются. Мы выполняем полученный нами приказ. Все что смог предложить полковник, «отстоять мать героя Советского Союза». Он связался с Москвой и вскоре пришел ответ, разрешивший не выселять мать Султана, но родителям героя до конца войны предлагалось на время переехать. Но это ему не принесло облегчения. Он не мог согласиться с несправедливым обвинением в адрес целого народа. Гнетущая атмосфера, воцарившаяся в тот день в Алупке, сказывалась на настроении каждого. Насибе продолжала горько плакать — судьба Имрана и других близких беспокоила ее не меньше, чем собственная…
В полк Аметхан вернулся замкнутым, молчаливым. Однако летом, когда он был направлен в Москву, осваивать новый советский истребитель Ла-7, в его личной жизни произошли неожиданные перемены. Летчик влюбился, и как свойственно пылкому южанину, поспешил сделать предложение руки и сердца Фаине Данильченко. Вскоре он оставил молодую жену, и возвратился на фронт. Предстояла наступательная операция в Восточную Пруссию. Главная задача была держать небо чистым над советскими войсками, прокладывать им дорогу уничтожив мощные оборонительные линии гитлеровцев, которые тянулись до самого Кенигсберга. Там, где появлялись летчики «асовского полка», гитлеровская авиация терпела сокрушительные поражения. Так было, например, в районе Гульбинен — Мальвишки, когда шестерка Аметхана во время патрульного полета встретилась с более чем втрое превосходящей группой вражеских самолетов и сбила более десяти фашистских машин. Подвиг майора Султана был отмечен высокими наградами. К прежним орденам добавились три новых — Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красного Знамени, а 26 июля 1945 года Аметхана представили ко второй Золотой Звезде.
Сразу же после войны по приказу Верховнoгo Главнокомандующего все летчики-асы направлялись на учебу в военные академии. Аметхан попал по распределению в военно-воздушную академию в Монино. В Москве его ждала жена и недавно родившейся сын. Вроде бы все должно наладиться, но учеба не давалась военному летчику. Программа занятий была рассчитана на слушателей, имеющих соответствующую подготовку. Во всяком случае, требовались знания по основным школьным предметам в объеме десятилетки. За плечами у Амета была только довоенная семилетка, и поэтому, после долгих раздумий в январе 1946 года Султан подал рапорт начальнику академии об отчислении. Уход из военно-воздушной академии автоматически означал демобилизацию из армии. Что делать дальше, Аметхан не знал. Побыв некоторое время с семьей в Алупке, где к тому времени уже жили родители, он возвращается в Москву с твердым намерением работать в авиационном испытательном центре. Работа летчика-испытателя — вот где он видел реализацию своих способностей, знаний и опыта. Султан подал заявление в подмосковный Летно-испытательный институт — ЛИИ. Но его анкета, где в графе национальность было указано «татарин», смущало руководство института. Не отказывая заслуженному летчику, в институте тянули время, надеясь, что Аметхан сам откажется от этой идеи. Проходили месяцы, Аметхан терпеливо ждал. Он не хотел обращаться к друзьям, к тому времени занимавшим высокие посты, и только по счастливой случайности, встретив в парке соратника Владимира Лавриненкова, его положение улучшилось. Друзья не забыли своего боевого товарища, и вскоре благодаря ходатайству полковника Хрюкина, Аметхан был зачислен в ЛИИ, который находился в подмосковном городе Жуковском. Решился вопрос и с жильем. Аметхан получил просторную комнату на Арбате.
В ЛИИ он вошел в число тех, кому конструкторы новых самолетов вверяли свои первые детища, и уже 1947 году Аметхан получил звание летчика-испытателя первого класса. С появлением первых боевых реактивных машин Аметхан участвовал в совершенствовании летно-технических данных прославленных истребителей МИГов. Вместе с известным летчиком-испытателем Игорем Шелестом отрабатывал и первую отечественную автоматическую систему дозаправки горючим в воздухе на самолетах Ту-2, Ту-4, Як-15.
В 1952 году за участие в сложнейших испытаниях самолетов-снарядов, за проявленную при этом исключительную выдержку и находчивость Султан был удостоен звания лауреата Сталинской премии.
Аметхан был первым в стране испытателем катапультное сиденье для спасения летчика при аварийных ситуациях в воздухе. Было разработано специальное кресло, которое «выстреливало» летчика из кабины в экстремальных ситуациях. Первое испытание, с парашютистом-испытателем Валерием Головиным едва не закончились трагично. В ответственный момент преждевременно взорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства и пробил бак. В кабину хлестнула струя керосина, заливая Аметхана с головы до ног. Горючее заливало приборную доску, растекалось по всей кабине. Достаточно было искры, чтобы взорваться. Надо было срочно покидать самолет и выбрасываться с парашютом, но кресло Головина, заклинив, зажало своего пассажира, и Аметхан принял решение сажать самолет. Конечно, это был большой риск, горючее продолжало заливать кабину пилота. Почти вслепую Султан посадил самолет, и пока подоспела медицинская помощь, помог выбраться своему товарищу.
23 сентября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Аметхану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
По справедливости, летчик должен был получить и третью Золотую Звезду Героя, но не получил. Больше того, когда боевые друзья из эскадрильи «Нормандия—Неман» пригласили в гости во Францию, его не пустили. Да и бюст, который по существовавшему положению устанавливался на родине дважды Героев Советского Союза, был установлен в Алупке лишь после смерти Сталина. А в 1970 году идеолог КПСС Суслов категорически выступил против представления Султана к званию Героя Социалистического Труда.
В октябре 1970 года, в ЛИИ собрался цвет советской авиации: прославленные летчики-испытатели, известные всему миру конструкторы авиационной техники, первые космонавты, чествовали дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного летчика-испытателя СССР Аметхана Султана. Ему исполнилось 50 лет, 32 года из них были отданы авиации. А через месяц Аметхану выпала возможность лететь в Узбекистан с группой конструкторов, где еще жили его земляки, которые организовали в Самарканде встречу с летчиком. Герою и сопровождающим его членам комиссии показали исторические места города, а на другой день мирная беседа в узком кругу проходила дома у друга детства Аметхана - Эскендера Сулейманова. Сам Аметхан был малоразговорчив, но свою боль за судьбу родного народа, которую он нес в течении всей жизни, не мог не высказать: «Пора крымскотатарскому народу перемещаться на историческую Родину…»
Спустя два месяца, после этой поездки, случился роковой вылет. 1 февраля 1971 года Аметхан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Причины случившейся трагедии остались невыясненными до сих пор.
Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Сегодня в Алупке открыт музей Дважды Героя Советского Союза, директор которого Мустафа Мустафаев, может часами рассказывать о легендарной личности летчика-испытателя. В городе Саки его именем назван микрорайон, в Симферополе – одна из площадей города и знаменитый аэроклуб, где он начинал свою карьеру летчика. В городах Волгограде, Махачкале, Алупке и Жуковском есть улицы имени дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана. Он навсегда остался почетным гражданином города Ярославля. Его именем назван горный пик в Дагестане.
Это был человек удивительной скромности. До конца своих дней он не был многословным. Услышать от него самого что-нибудь из его богатой военной биографии или испытательной работы было почти безнадежным делом. А если и случалось что-то узнать о нем от тех, кто воевал вместе с ним, он смущенно отворачивался.

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»