выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №6 (2003)
  Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Пожелтевшие страницы  
Китайские церемонии

«Китайские церемонии, называемые у нас формами учтивости, по своей странности вошли в Европе даже в пословицы и поговорки; но, правду сказать, мы твердим одни только слова, а сущность дела мало знаем. Это произошло оттого, что европейские путешественники писали о разных китайских обрядах большей частью в смешном виде и в своих издёвочных описаниях иное ещё преувеличивали», – так писал в своей книге «Китай в гражданском и нравственном состоянии», изданной в Санкт-Петербурге в 1848 году, классик отечественной ориенталистики, выдающихся китаевед XIX века Николай Яковлевич Бичурин. «Татарский мир» публикует фрагмент из этой книги.
полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Пожелтевшие страницы  
Историческое известие о российских посольствах в Китай

«Сын отечества», СПб, 1821, № XXXII:

Первое государственное посольство из Москвы в Китай отправил в 1654 году царь Алексей Михайлович. В посланной китайскому хану грамоте московский царь изъявил желание быть с ним в дружбе и переписке. Однако посол Москвы не был допущен к китайскому правителю за то, что не согласился унизить себя исполнением обрядов, требованных от него при представлении китайскому владыке… Очень долго и очень трудно складывались отношения России и Китая. Читатели 1821 года, среди которых мог быть и автор знаменитой фразы «До стен недвижного Китая» А.Пушкина, вряд ли могли представить, насколько важными окажутся эти отношения в наше время.

полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Tюркский дом  
Сергей Кляшторный
заведующий сектором тюркологии и
монголистики Санкт-Петербургского
филиала Института востоковедения РАН

Россия и тюркские народы: евразийская перспектива (часть вторая. Начало см. в «ТМ» № 5(15)

«Раньше многие тюрки в Средней Азии, особенно жители городов, ограничивались тем, что называли себя мусульманами, говорящими по-тюркски, и жителями того или иного города; вопрос о том, к какой тюркской народности их следует причислять, был для них безразличен; были в ходу наименования, которые по своему происхождению не имели отношения к национальности» – так характеризовал академик В.В. Бартольд состояние национальных процессов в тюркском мире СССР к началу 30-х годов.
В послевоенные годы не без воздействия правящих элит и внешних обстоятельств произошёл ещё практически не изученный качественный сдвиг в формировании национальных идеологий, впервые породивших подлинный национализм. Быстрое распространение новой для «национальных» республик и территорий идеологии предопределило её возвышение над всё ещё сохранившейся клановой и локальной спаянностью, но отнюдь не победу над ними.
Родовые и земляческие связи, традиционно сильные на Востоке, не только не поблекли, но напротив того, получили новое качество. Именно они, эти связи, выстраивают структуру, ранжируют правящую элиту рождённых на развалинах Советского Союза государств и автономий. Иерархические перестановки внутри правящих групп, не определяемые более «волею Москвы», нередко выдвигали и приводили к власти тех, кто ориентировался на противопоставление узко понятных «национальных интересов» интересам всех остальных инонациональных групп, живущих в той же стране. В результате годы «перестроечной» суверенизации окончательно определили форму «нового национализма» – «государственного национализма», экстремальным проявлением которого стала идеология «этнического национализма», окрашенная шовинизмом и ксенофобией, скрытой или открытой неприязнью к «чужакам», скрытой или открытой их дискриминацией.

полный текст
текст в PDF (Adobe Acrobat)

Единство во множестве  
Людмила Белоусова
член правления республиканского центра
кряшен Татарстана, главный редактор
газеты «Керэшен сузе» («Слово кряшен»)
в 1997-2001 гг
Керэшен: право на самобытность

«Мы хотим всего лишь называться так, как называли себя наши предки, жить по своим обычаям, передавать детям доставшееся нам от предков культурное наследие…» — так говорят кряшены, татарстанцы православного вероисповедания, с особенностями в языке, в основе своей татарском, в быту, в песнях, прикладных искусствах. По признанным в науке критериям кряшены — это этноконфессиональная группа. «Кряшены – высококонсолидированный этнос с высоким уровнем национального самосознания, слабо подверженный ассимиляционным процессам», — утверждают этнографы. В последние годы кряшены стали требовать признать их народностью. Зачем? Это, надеются кряшены, даст возможность для юридического оформления самых элементарных требований: государственная поддержка кряшенской газеты, воссоздание отдела кряшеноведения в системе Академии наук Татарстана, возвращение кряшенам здания в Казани, в котором когда-то находилось кряшенское училище, возрождение национального творческого коллектива ансамбля кряшен. На встрече с представителями кряшен Президент Татарстана М.Шаймиев согласился с этими требованиями, в протоколе встречи зафиксированы его поручения ведомствам по их реализации. Ни одно из них не выполнено. Почему? Потому что особо рьяные защитники единства татарского народа считают, что «признание» кряшен (и, получается, выполнение указаний Президента Татарстана) наносят ущерб единству татарского народа. Так критики русского шовинизма становятся татарскими шовинистами, провоцирующими этноконфессиональную группу на борьбу за признание её отдельным народом.
полный текст
текст в PDF (Adobe Acrobat)

Мнения  
Елена Хабенская
Центр цивилизационных и региональных
исследований РАН
Родная земля татарина

Привязанность к родному дому, родной земле, родине присуща любому нормальному человеку. Однако известно, что эта привязанность не обязательно имеет этническую окрашенность. Мифилогизация «родины» как «этнической территории», как правило, в меньшей степени свойственна нормальной, «спокойной» этнической идентичности, но является неотъемлемым компонентом ущемлённого и поэтому гипертрофированного этнического самосознания.
Включив в инструментарий своего исследования вопросы, связанные с этнотерриториальными проблемами, автор пыталась понять, насколько проблемы «родной земли», этнической родины тревожат респондентов, являются болезненными и, соответственно, можно ли считать представление об этнической территории элементом этнического самосознания её собеседников.

полный текст
текст в PDF (Adobe Acrobat)

Повестка дня  
Ислам как культурный и политический фактор трансформаций в современной России

На очередном, третьем заседании исследовательского семинара «Татарский вопрос» в России, состоявшемся 26 марта, собрались учёные — знатоки ислама и исследователи религиозной жизни российских мусульман. В Ираке уже шла война, и это, естественно, невозможно было обойти молчанием. Незадолго до семинара Верховный суд Российской Федерации не удовлетворил апелляцию группы женщин – мусульманок из Татарстана, настаивающих на своём праве фотографироваться на паспорт в платке-хиджабе. Конечно, и этот факт сбивал научное собрание с академического тона. Конкретные животрепещущие проблемы переплетались с общими, глобальными.
Вряд ли случайно на семинаре завязалась дискуссия о российских духовных управлениях мусульман, их функциях, содержании деятельности, не сходящих со страниц прессы публикациях о противоречиях между ними и ссорах. Нужен ли некий единый, общероссийский центр мусульманских духовных деятелей? Как преодолеть неравноправное в сравнении с православием положение ислама в сегодняшней России в отношениях с государством? Ислам в России и ислам за рубежом: как, развивая связи, не утратить самостоятельность и специфику? Действительно ли существует «исламская угроза» миру и России или эта проблема порождена политическими интригами?..
Таковы лишь некоторые сюжеты семичасового заседания участников семинара. Само собой понятно, что возможности газеты не позволяют полно отразить содержание дискуссии.
«Татарский мир» публикует в сокращении несколько выступлений учёных на семинаре.

полный текст
текст в PDF (Adobe Acrobat)

Казанское время  
Фоат Уразаев
Мёртвая точка или запланированный баланс? (Пресса Татарстана в марте)

«Нарушение Конституции Российской Федерации сегодня чаще происходит со стороны федерального законодательства. А Татарстан в последнее время больше, чем кто-либо, занимается отстаиванием положений российской Конституции», – это высказанное Президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым мнение приводит в своей передовице «Россия по-прежнему больна унитаризмом» еженедельник «Татарские края». Газета резюмирует: «Россия до сих пор не избавилась от болезни унитарного государства. Но если не будет федеральной России, не будет и демократического государства. Лёгких решений нет. Унитарное государство можно быстро восстановить, но демократии в нём уже не будет, поскольку не будут отражены интересы народов и территорий».
Вообще вопросы федерализма и взаимоотношений Москвы и Казани оставались в марте в центре республиканской прессы.
О спорах роли и месте татар в становлении российской государственности обсуждали на своих страницах многие газеты и журналы. Живой интерес в республиканской прессе вызывают проходящие в Москве заседания учреждённого общественной организацией «Ватаным» и газетой «Татарский мир» постоянно-действующего семинара «Татарский вопрос» в России». Например, если, освещая ход заседания семинара по теме «Современные концепции тюркского единства», еженедельники «Татарские края» и «Восточный экспресс» отозвались положительно, то «Звезда Поволжья» придерживается иной точки зрения. По его мнению, учёные Татарстана якобы сознательно не поехали на проводимое в Москве второе заседание семинара (за исключением академика Закиева, которого послали лишь для того «чтобы быть в курсе дела»). Многие мотивировали отказ так: «москвичи хотят «выдоить» у нас идеи, чтобы затем создать сильный московский центр управления татарами. Мозгами казанских интеллектуалов хотели выстроить практически антишаймиевскую политику». Что же, весьма «татарский» подход к проблеме!

полный текст
текст в PDF (Adobe Acrobat)

Казанское время  
Предисловие  
Вадим Чурбанов
Главный редактор газеты «Татарский
мир», доктор философских наук,
профессор
Что можно вылить из кувшина

«Татарский мир» задумал печатать в рубрике «Зеркало» обзоры прессы Татарстана, чтобы читатели – прежде всего те, кто живут за его пределами, – могли лучше знать, чем живёт республика. Это будут и ежемесячные обозрения, и дайджесты, и подборки высказываний, и, возможно, другие жанры.
Однако пресса Татарстана – плоть от плоти российской прессы. В частности, хотя Татарстан живёт интенсивной, напряжённой и интересной жизнью, в «зеркале» татарстанской прессы этого не видно. Республиканская печать в большей своей части «зациклена» на нескольких идеологемах и трубит о них одноголосицей. И никакие авторы обозрений «Татарского мира» с этим ничего поделать не в состоянии: из кувшина, как говорит татарская пословица, можно вылить лишь то, что в нём содержится. Впрочем, задача рубрики «Зеркало» – не оценивать и не спорить, а лишь информировать читателей нашей газеты.

полный текст
текст в PDF (Adobe Acrobat)

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Bосточная всячина  Oбычаи, нравы, законы  
Кунак по-кавказски

По старинному обычаю народов Северного Кавказа любой человек мог остановиться в качестве гостя в любом горском жилище, и его принимали с большим радушием. Даже убийца, застигнутый, к примеру, ненастьем, и тот мог воспользоваться в полной мере обычаями гостеприимства в доме своего кровного врага. Ограбивший или обидевший гостя подвергался суровому наказанию. Обычай куначества родился в горах неспроста.
полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Bосточная всячина  
«Искать Кима в Сеуле» корейская пословица

Непривычная для других народов система фамилий и имён нисколько не мешает корейцам различать друг друга.
полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Bосточная всячина  
Самый-самый японский чиновник: высокооплачиваемый, защищённый, уважаемый

В Японии принята экзаменационная система поступления на государственную службу. Содержание экзаменационных требований исключительно сложно и ориентировано на лучших выпускников центральных высших учебных заведений – Токийского университета, Университета Кэйо, Токийского института иностранных языков и ряда других. Конкурс на экзамене для поступления на карьерную государственную службы может составлять около 25 человек на одно место…
полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Oбычаи, нравы, законы  Подробности  
Константинопольское взятие

Храбрость и алчность разгромивших Константинополь янычар описаны во множестве исторических трудов европейских исследователей и в русских летописях: их авторы ужаснулись. Совсем в другом свете — восхищения и гордости — говорили и говорят о Константинопольском взятии турецкие историки.
полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Oбычаи, нравы, законы  
Борис Азарьев
Янычары

Их называли «львами ислама». Их страшились десятки стран Европы, Азии, Африки. Они были яростными, жестокими, упорными и неподатливыми. И это была лучшая в мире профессиональная пехота, какой ещё не было нигде в мире.
…Раз в пять лет у христианских подданных султана отбирали мальчиков пяти-двенадцати лет, определяли их в турецкие семьи или специальные школы, где обучали турецкому языку и нормам ислама. Безропотно послушные и физически закалённые, к 17-20 годам они становились янычарами – «воинами ислама». Янычары называли себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны холили их, превозносили, лично вникали в обучение и быт, использовали в дворцовых конфликтах и в подавлении мятежей. Однако именно янычары своими бунтами из-за недовольства начальниками или задержки с выплатой жалования не раз смещали и самих султанов…

полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Шедевры  
Лариса Ровнянская
«Соловей, поющий в цветнике слов»

У каждого восточного поэта в жизни были две ключевые фигуры – Правитель и Возлюбленная. Личность поэта формировалась во взаимоотношениях с ними. И что-то из реальных коллизий отражалось в его творчестве. Что-то, но не всё. Ибо он подчинялся диктату традиций, условностям жанров. И в жёстких этих рамках пытался выразить себя. Кому это в полной мере удавалось, того впоследствии называли великим.
У него напевное имя – Алишер Навои. Он родился в 1441 году в городе Герате. И это был именно тот город, где следовало родиться. Культурный центр большой среднеазиатской державы, где жизнь била ключом. Несколько раз Алишеру приходилось покидать его, и каждый раз его снедала тоска. Ощущение сиротства. После скитальческой юности он вернулся в Герат тридцатилетним. Этого молчаливого человека дружески приветствовал правитель Хорасана Султан – Хусейн Байкара. Не случайно. Они дружили ещё в школе. Потом их дороги разошлись. Хусейн шёл к власти над подданными, Алишер – к власти над умами: он был поэт и философ. И никем другим быть не хотел. Хотя в какой-то момент пришлось.

полный текст

Bосточный свет - ПРИЛОЖЕНИЕ  
Bосточная мудрость  
«Не делай зла – не будешь в вечном страхе»

«Не делай зла – не будешь в вечном страхе» (одна из древнейших на земле пословиц, происходящая из Шумера, III тысячелетие до н.э.)
На сокрушённой американо-английским нашествием земле нынешнего Ирака родились древнейшие в мире культуры – шумеро-аккадская, древне-вавилонская, ассирийская. В конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры жившие на этой земле шумеры создали письменность – клинопись на глиняных табличках. На этой земле были воздвигнуты величайшие города древнего мира. Здесь, в этих местах, по преданию, появились на свет Адам и Ева. Здесь сохранился «дом Авраама» – по Библии, родоначальника евреев и арабов. Здесь находятся мусульманские святыни, и в их числе – «Золотая мечеть» и гробница четвёртого халифа Арабского халифата Али – двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада. Со всего мира сюда ехали, чтобы увидеть развалины легендарной Вавилонской башни, садов Семирамиды и другие остатки Вавилона…
На эту землю обрушились ракеты и бомбы. Сквозь фильтры сообщений информационных агентств прорвались сведения об американо-английских бомбардировках и артиллерийских обстрелах мест, которые, по утверждениям учёных, – «сплошь музей всемирного значения».
На этой странице «Татарский мир» публикует несколько образчиков словесности древнейших предков сегодняшних иракцев.

полный текст


страница
[1] [2] дальше ···>
наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»